Предыдущая Следующая
Это обстоятельство методологически важно и непосредственно
связано с вопросом о «конце» неореализма, причинах и времени его «смерти».
Важными этапами в короткой истории неореализма явились
два конгресса, на которых широко обсуждались творческие и организационные
проблемы жизни этого направления, была предпринята попытка подвести некоторые
итоги, — 1-й Международный конгресс деятелей кино в 1949 году в Перудже и 1-й
Национальный киноконгресс (или, как его часто называют, конференция) в 1953
году в Парме. Конгресс в Перудже отметил вклад, внесенный в дело мира и
демократии прогрессивным итальянским киноискусством, и создал специальный
Комитет защиты итальянских фильмов. В работе этого кинофорума участвовал
Всеволод Пудовкин, труды и фильмы которого оказали столь большое влияние на
возникновение неореализма. Через четыре года в Парме споры шли главным образом
вокруг вопросов, уже связанных с вынужденным спадом неореалистического кино,
обсуждалась проблема перехода от «неореализма к реализму», взаимосвязи и
зависимости между ними. Далеко не академическое, а жизненно важное значение для
судеб неореализма имели и дискуссии в кинопечати, в газетах и журналах общего
характера.
Особого накала достигли дискуссии вокруг фильма
Феллини «Дорога» и фильма Висконти «Чувство» в 1955 году.
Постараемся резюмировать самую суть дискуссий.
Вопрос о взаимоотношениях между неореализмом и творчеством Феллини сложен и
деликатен, и взаимоотношения эти подчас парадоксальны. Неверно было бы, как
делали и некоторые наши киноведы, рассматривать фильмы этого гениального
художника как некую более высокую ступень развития неореализма. Такие попытки
приводили, с одной стороны, к
заземлению, принижению общекультурного и социального значения
прогрессивного направления
неореализма и его
проникнутых благородными идеями и
сильными чувствами произведений (герой неореалистических лент трактовался как
некий «естественный человек»,
причем руссоистское определение
«естественный» толковалось, по сути, как «бездуховный», «элементарный»,
попросту — «примитивный»), а с другой — к
эмоционально-восторженному
восприятию «Дороги», вольно или
невольно противопоставляемой неореалистическим фильмам и объявляемой «новым
словом» (при этом подчеркивалась
духовность героев Феллини, но без анализа в основе своей религиозной природы их
духовности). Великий своей пронзительной гуманностью
и силой эмоционального воздействия
фильм Феллини (глубокие эстетические и этические
достоинства и идейную уязвимость этого произведения здесь вряд ли стоит
анализировать, тем более походя) не был новым этапом в развитии неореализма —
это было качественно иное художественное явление в развитии послевоенного
итальянского киноискусства. На раннем этапе своего творчества, до «Дороги»,
Феллини испытал определенное влияние неореализма — его эстетики, стилистики,
жизнеутверждающего мироощущения. Но мировоззрение, творческие принципы,
социальная среда да и сам жизненный опыт этого художника, не прошедшего суровой
школы антифашизма, сторонившегося политики, были другими, чем у неореалистов.
Если неореалисты главное свое внимание сосредоточивали на конкретных социальных
условиях человеческого существования, в «Дороге» взгляд ее автора обращен
внутрь человека, а внешние обстоятельства носят во многом условный, вполне
традиционно-литературный характер — схожесть с неореалистическими лентами
поверхностна. Там — документальная достоверность, максимальное приближение к
повседневной действительности, герои из гущи жизни, жгучая злободневность;
здесь — метафоричность, абстрактно-вневременная «придуманная история» с
персонажами-символами. Социальный протест, боль за страждущего человека в
«Дороге» облечены в форму трагической притчи. Фильм Феллини не был «выше» и не
был «ниже» неореалистических образцов, — это был иной путь развития
итальянского кино, скорее «путь Мельеса», чем «путь Люмьеров». Предыдущая Следующая
|