Предыдущая Следующая
Эстетические основы и принципы киноискусства, заложенные
советскими кинематографистами, являли собой полную противоположность
итальянской культуре тех лет, были радикально антифашистскими и
антиидеалистическими. Невозможность создавать кинопродукцию в соответствии с
этими принципами заставила лучших кинематографистов Италии временно отказаться
от художественной деятельности и обратиться к теории, к созданию фундамента
итальянской кинокультуры, построенной на оппозиции фашизму и его идеологической
надстройке.
Великий путь реализма привел нас к поискам итальянской
традиции, к поискам итальянского кинореализма в истории нашего киноискусства.
На долю автора этой статьи выпало счастье открытия старого, забытого фильма
«Затерянные во мраке», который сегодня признан шедевром итальянского немого
кино. «Затерянные во мраке» — картина 1913—1914 годов, хотя еще и очень далекая
в силу своей наивности от великого советского киноискусства, — была оценена
критикой в 1932 году как реалистическое произведение.
Фашисты, вероятно, усмотрели в увлечении этой картиной
проявление националистических чувств и не препятствовали ее второму рождению.
Они не заметили, что этот фильм имел социалистическое основание (хотя это,
конечно, был «розовый» социализм) и что в нем со всей очевидностью проявился
классовый дух.
Вслед за «Затерянными во мраке» были вновь открыты и
заново переоценены другие фильмы, отразившие ту же тенденцию, и прежде всего
«Ассунта Спина»3. Таким образом, в государственной киношколе —
Экспериментальном киноцентре — моделью, образцом для подражания служили
советские картины, программа строилась на изучении теоретических трудов
Пудовкина и Белы Балаша, а итальянская кинотрадиция выводилась из «Затерянных
во мраке».
Молодые итальянские критики, печатавшиеся в журналах
«Бьянко э неро» и «Чинема», все более решительно выступали с
антиформалистических позиций и даже завуалированно антифашистских,
пропагандируя при каждом удобном случае реалистические картины. Предыдущая Следующая
|