Предыдущая Следующая
Поэтому после освобождения от фашизма итальянские
кинематографисты получили возможность совершенно откровенно и искренне выражать
свои чувства на языке, способном выразить то, чему научило их национальное
единство, достигнутое в войне за Освобождение. Сущность послевоенного
итальянского кино, неореалистического кино
— новое содержание и национальный язык,
способный выразить новое содержание.
Этот язык — продолжение и развитие языка «Затерянных
во мраке», вновь найденный и вызванный к жизни благодаря тому великому уроку,
который был преподан нам советским кино. Отсюда нравственная и художественная
сила итальянского неореализма, отсюда его успехи на родине и за ее границами.
Происхождение объясняет и само понятие «неореализм»:
название лучше всего отражает его связи с добрым прошлым итальянского кино, с
его народными и национальными традициями.
Перевод О.
Бобровой
Карло Лидзани
Неореализм и
итальянская действительность
Раз уж здесь1 заговорили о взаимоотношениях с
действительностью, пора уже начать различать точные черты этой окружающей нас
действительности, с тем чтобы руководствоваться ими при ее раскрытии, при
определении ее истинного лица и ее истинного движения и знать нам, критикам и
художникам, когда перед нами факт, явление реалистическое, а не
натуралистического характера.
Поскольку доминирующей тенденцией послевоенных лет как
реакция на всю риторику двадцатилетия фашистского режима, на
весь формализм, которым мы
сами страдали или с которым мирились в годы, когда лучшее, что могли
сделать, это было избегать действительности, игнорировать историю, — поскольку,
я говорю, доминирующей была тенденция, окрашенная в реалистические тона, было
вполне логично, что в эти годы антиреалисты переоделись в соответствии с модой.
Сегодня необходимо сделать так, чтобы это уже было невозможно. Настало время
выложить карты на стол и предстать в своем истинном виде. Если кто-то хочет
поднять знамя мистицизма и возврата к вере, пусть его честно поднимет и
использует форму, которая соответствует такому содержанию, а не прибегает к
мистификации, излагая его натуралистическим языком, как это было, например, в
фильмах «Небо над болотом» или «Стромболи». И, с другой стороны, даже когда
налицо критическая направленность, которую мы первыми признаем благородной, но
которая столь ограничена, как у Антониони или Солдата, речь может идти об
интимизме, о «сумерничестве», о натурализме, но тоже не о реализме. Предыдущая Следующая
|