Предыдущая Следующая
Рассмотрение неореализма с этой точки зрения позволяет
распутать клубок противоречий, прийти к правильным решениям и оценкам.
Я уже говорил, что понятие «неореализм» вызвало
возражения, так как приписывало послевоенному итальянскому кино новизну, которой оно будто бы не
обладало. Может быть, это возражение и можно было бы признать верным, если бы
смысл понятия «неореализм» заключался в этом. Но это не так. Понятие
«неореализм» просто указывает на связь итальянского кино, созданного после
Освобождения, с одним из направлений итальянского киноискусства, которое
восходит еще к 1913 году. Эта тенденция, очень жизненная и позитивная, долгие
годы не имела ни официальной поддержки, ни поддержки со стороны критиков. Из
года в год эта тенденция продолжала оставаться на втором плане, заслоненная
более эффектными и зрелищными фильмами — гигантскими псевдоисторическими
реконструкциями, риторическими и совершенно бессодержательными, начиная с «Камо
грядеши?» (1912—1913) и «Кабирии» (1913) до «Сципиона Африканского»1 (1937) и
кончая современным «Одиссеем»2 (1954), — представляющими иную, совершенно
противоположную, самую худшую и негативную тенденцию итальянского кино.
Со времен первой мировой войны и до появления
звукового кино итальянский кинематограф переживал длительный кризис:
кинопродукции практически не было. Интерес к кино возродился приблизительно в
30-е годы, когда начался подъем кинопроизводства, но еще важнее то, что
пробудился интерес к теории. В Италии появились первые переводы трудов
Пудовкина и первые советские картины. Эти фильмы показывались только на
Венецианских фестивалях, в закрытых киноклубах, но они оказали огромное влияние
на итальянских кинематографистов: советская
кинотеория и советские кинофильмы указали итальянским художникам путь к
реализму.
В те годы итальянская культура была во власти
идеалистической философии, — в частности, в области искусства доминировала
эстетика Кроче. Поэзия и литература, за редкими исключениями, были
формалистическими, процветали футуризм, герметизм,
чистая поэзия. Кинопродукция создавалась в соответствии с директивами
фашистской пропаганды. Предыдущая Следующая
|