Предыдущая Следующая
Перевод А.
Аловой
Франко Фортини5
Неореализм получил бы, мне думается, лучшее
историко-критическое определение, если бы его называли неопопулизмом, ибо он
выражает видение действительности, основывающееся на примате «народного», с его
«придаточными» регионализма и диалекта, элементами революционного и
христианского социализма, натурализма, позитивистского веризма, гуманности.
Реализм указывает, на мой взгляд, на другое: я воспринимаю его в истолковании
Лукача и стремился бы соотнести его с понятием ценности. Чтобы быть более
точным, реализм является средством эстетико-критического исследования, рабочей
гипотезой, исходя из которой мы пытаемся давать оценку художественным
произведениям. Поэтому я могу сказать (с той оговоркой, что мы здесь пользуемся
готовыми формулами), что лучшие неопопулистские фильмы и романы тяготеют к
реализму и в некоторых случаях до него поднимаются, отталкиваясь от
недостаточной для его достижения поэтики. Поэтики, которая точно
соответствовала событиям, атмосфере, общественному мнению периода,
последовавшего за Освобождением, запутанного и смутного, проникнутого
страстной, но расплывчатой жаждой обновления, когда идеалы прогресса
дофашистского мира сталкивались с конвейерным производством танков «Шерман» и
атомной бомбы.
Вся полемика сил политической и литературной
реставрации против неореализма ошибочна, ибо исходит из отказа от
демократического наследия, которое передается нам сначала от романтиков, а
потом от веристов прошлого века, а следовательно, из отказа — молчаливого —
также и от великого реализма; но в ней есть смысл в той мере, в какой она
обнаруживает в неореализме слабости
натурализма, позитивизма, сентиментализма.
В кино плодом неопопулистской поэтики, достигающей
реализма как ценности, является фильм «Похитители велосипедов». Ценность фильма
заключается в соединении изобразительной техники с действительностью широких
слоев итальянцев (людей, почти всех нас), которые в одно и то же время верят и
не верят в небесные силы, осознанно страдают от несправедливости других людей и
собственной виновности, живут в одно и то же время как угнетенные (отказ в
справедливости) и как угнетатели (кража и наказание в финале). В литературе
аналогичный разговор невозможен, хотя по крайней мере частично, одна книга, «Луна
и костры»7, представляет собой пример преодоления литературного неопопулизма и
послевоенной путаницы в том, что относится к интерпретации личной судьбы
(история сироты) и общественных событий (провинциальная Италия и современный
мир, Америка). Мне приходят на ум также некоторые рассказы Кассолы8, но не
стоит называть отдельные имена. Предыдущая Следующая
|