Предыдущая Следующая
Художественный фильм — это прекраснейшая штука, но он
все еще продолжает оставаться явлением исключительным: это фильм, который мы
делаем сами, а потом отправляемся смотреть его, подмигивая и причмокивая.
Однако одной из интереснейших проблем нового итальянского кино является
необходимость понять, сможет ли язык Висконти, Де Сика, Росселлини, Кастеллани
принести плоды, сможет ли их поэтический стиль превратиться в языковое
направление и привести к появлению целой серии народных драм и народных фарсов
для массового потребления. Только в этом случае мы смогли бы получить
доказательство того, что кино было не только культурным движением, но и
находилось в диалектической связи с развитием потребностей и вкусов зрителей.
Именно поэтому для меня наиболее интересным режиссером стал Луиджи Дзампа. И
еще, возможно, Стено и Моничелли4. И Джерми, хотя он чересчур хорошо всегда
знает, чего хочет. Но таких фильмов, как «Депутатка Анджелина», как
«Полицейские и воры», которые в самом деле были бы полезны и политику, и
писателю, и всем тем зрителям, которые стремятся осознать себя; таких фильмов,
которые отражали бы не интеллектуальное движение, а в известной степени —
движение масс, с присущими ему анархизмом и куалюнкуизмом, мятежностью и
традиционным конформизмом, у нас было немного, а теперь сложившаяся идиотская
система цензуры задушит все.
Как бы там ни было, я считаю, что существует ряд
вполне конкретных пунктов, значимых в равной степени как для кино, так и для
литературы. Я бы, например, хотел поучаствовать в некоторых битвах. Назову лишь
их темы, сохранив за собой право развить их когда-нибудь впоследствии. Первый
бой я бы дал диалекту — нестерпимо крикливым диалогам, которые встречаются во
многих фильмах, в том числе и в хороших; я бы выступил против переоценки
диалектальной поэзии в некоторых литературных кругах. Затем я бы дал бой Риму и
Неаполю. Уже надоело видеть эти города с самыми разными приправами. Рим и
Неаполь малоинтересны; у нас есть города значительно более современные,
красивые, впечатляющие: для меня это Вогера, Савона, Гроссето, Ровиго и т. д.
Наконец, я хотел бы защитить создание хорошей приключенческой прозы и хорошего
приключенческого кино. В Италии никогда не было ни того, ни другого.
Приключенческая проза — это единственно возможная популярная проза; и
приключенческое кино — это единственно возможное популярное кино. Вероятно, я
еще вернусь к этому разговору: все эти вещи хорошо было бы осуществить на деле,
потребность же в теоретизировании возникает тогда, когда мы не знаем, как это
сделать. Предыдущая Следующая
|