Предыдущая Следующая
Итак, регресс неопопулистской поэтики происходит в
двух направлениях: 1) настойчивые обращения к региональному и крестьянскому
веризму и 2) возрождение «аркадии»
(«счастье»), как в фильме «Два гроша надежды», который и так
представляет собой пасторальную поэмку, рабское подражание образцам
«литературной», условной литературы. Прогресс же может произойти только при
условии расширения содержания, тематики. Первый шаг к этому — открытие того,
что классовый конфликт (пока что самый подходящий символ действительности, в
которой мы живем) заключен в самом средстве кинематографического выражения,
которое тянется к остальным регионам, чтобы рассказать о них регионам развитым.
(Поэтому, как мне кажется, более чем красота — несколько в духе этнографической
экспедиции — фильма «Земля дрожит», меня поражает гениальность, причем поистине
реалистическая, фильма «Самая красивая», несмотря на все его формальные
промахи; поэтому не любовная сцена в Ачитрецце, еще веристская, а любовная
сцена на берегу Тибра между женщиной из народа, которую играет Маньяни, и
молодым кинематографистом, которого играет Кьяри9, говорящим «по-американски»,
мне кажется более впечатляющей, действенной, поэтичной — в духе разговора между
Пьером Безуховым и Каратаевым во время отступления 1812 года.
Поэтому я согласен с Кальвино, когда он утверждает,
что здоровое направление — это то, в котором пытаются идти некоторые комедийные
фильмы («Полицейские и воры», «Париж всегда Париж») и, добавлю, также те
фильмы, которые показывают жизнь слоев средней и крупной буржуазии (Антониони,
Солдати), ибо именно в ней — узел итальянской (и европейской) современной
действительности, потому что именно жизнь средних слоев — место, где сильнее
всего проявляются напряженность и противоречия. В области литературы сказанное
равнозначно утверждению, что «реализм» — это Бальзак, Толстой, Манн, а также
Пруст и Кафка, а не так называемый «социальный роман». В самом деле, в
итальянских фильмах и романах камнем преткновения является именно показ
культуры средних слоев, потому что именно там сокрыта тайна, там таится
действительность, наиболее трудно поддающаяся упрощению, стилизации, подгонке
под заранее выработанные схемы. Предыдущая Следующая
|