Предыдущая Следующая
В этом смысле урок неореализма, у которого, впрочем,
есть очевидные предшественники в истории кино, имел бесспорное значение, и
показательно, что его первые проявления предшествуют войне, а полностью своего
развития он достиг сразу же после войны.
Когда уже приближалась страшная буря войны, создавая
серьезную угрозу лживому и условному мирку, составлявшему главный объект весьма
поверхностного мирового кино, неореализм предвозвестил недостаточную
человечность этого мирка, построенного искусственно и далекого от подлинных
страстей, и указал — пусть поспешно, намеками — на роковую неизбежность его
краха.
Значение «Одержимости», фильма Лукино Висконти, выход
которого определенным образом знаменовал рождение неореализма, в том, что он
является обвинительным актом против искусства, считающего себя таковым, потому
что оно занимается украшательством в области формы; против мира, кажущегося
прочным, поскольку его поверхность гладка и приятна на вид. В тех границах,
которые были возможны при режиме очень жестком в отношении пропагандистских
аспектов искусства, «Одержимость» была попыткой показать, какое убожество прячется
под розовыми покровами, попыткой взглянуть на действительность взглядом,
свободным от всяких предрассудков, прямо и непосредственно — не для перепевов,
а для приближения к этой действительности, для контакта открытого и жгучего.
Сама операторская работа в «Одержимости», неприятная, затуманенная или яростно
резкая, пронизанная безжалостным светом, должным образом не дозированная, уже
представляла собой обличение — обличение переливающегося, пастельного света условного кино, которое
делало внешне блестящим и
сверкающим что угодно, даже кучу нечистот.
После войны, когда «belle époque»* всемирной иллюзии окончательно превратилась в пепел,
произошел яростный взрыв неореализма. Это был момент его триумфа. Мерзости,
которые он обличал, были уже разоблачены, выставлены всем напоказ, и теперь
речь шла о том, чтобы рассказать о них более подробно, подтвердить свое
разоблачение документами. В общем, дело шло о том, чтобы завершить начатый
урок. Так появился фильм «Пайза» Роберто Росселлини, в котором эстетическая
позиция, занятая ранее Лукино Висконти, была строго доведена до конца и очищена
от всякого бесполезного любования. Последние остатки формальных изысков,
последние живописные слабости, которые — как потом продемонстрировал фильм
«Земля дрожит» — еще играли важную роль у режиссера «Одержимости», были с
бесспорной решительностью грубо и цинично изгнаны Роберто Росселлини.
Неореализм достиг своей вершины, каковая в известном смысле явилась также — и
прежде всего — вершиной полемической. Предыдущая Следующая
|