Предыдущая Следующая
В самом деле, нельзя понять неореализм, если не
рассматривать его в плане определенной человеческой, социальной и эстетической
полемики, и в этом плане неореализм имеет важное значение: это вовсе не
означает принизить его, а просто его постичь, так же как мы постигаем все
художественные явления в той идеологической и поэтической атмосфере, которая их
породила и питала. Произошло же так, что неореализм кое-кто принял за новое
слово, которое надлежит принять в абсолютном смысле, как явление, чье
предназначение — потрясти сами основы киноязыка и строить фильм согласно новым
грамматическим и лингвистическим правилам. Вот именно тут споры о неореализме
непоправимо пошли по ошибочному пути.
Требовать, чтобы все кино по присущей ему природе было
неореалистическим, и утверждать, что нельзя создать художественного фильма,
который не был бы неореалистическим, подобно требованию, что не может быть иной
скульптуры, кроме как в стиле барокко или неоклассицизма, что поэзия может быть
только герметической или рыцарской. Неореализм — это явление в киноискусстве,
но не все киноискусство. И это явление имеет ценность и значение только для
тех, кто действительно ощущает атмосферу, в которой неореализм родился, только
для тех, у кого в душе эта атмосфера находит поэтический отзвук, только для тех,
кто сделал — в силу внутренней и обязательной убежденности художника —
полемику, которую ведет неореализм, единственным и неизменным законом
творчества. Но не все ошущают эту полемику, не все стремятся отдать ей свои
силы, не все вдохновляются тем особым миром, каким является характерный мир
неореализма. Для тех художников, у которых другой темперамент, другие корни,
другой стиль, другая эстетика, совершенно очевидно, другим должен быть и закон
творчества. Этот закон соответствует их мировоззрению, их пониманию специфики
киноискусства, их манере восприятия и художественного выражения, — то есть это
свой закон, в равной степени правомерный в художественном плане и подлежащий
обсуждению только в зависимости от эстетических результатов — больших или меньших,
— которых благодаря ему удается достигнуть. Предыдущая Следующая
|