Предыдущая Следующая
Мы должны будем констатировать, что значение человека
— величина постоянная и что его присутствие не нуждается в определениях.
Понаблюдаем за нашим человеком: он шагает, улыбается, говорит, вы можете
рассмотреть его со всех сторон, приблизиться к нему, отдалиться, изучать каждое
его движение вновь и вновь, будто вы сидите за мовиолой. Теперь, освещенный
множеством ламп, он медленно поворачивается вокруг себя, словно земной шар, и
мы наблюдаем за ним, полные интереса, таращим на него глаза: вот он перед нами,
без сказок, без выдуманных историй. Нам кажется, мы стоим на пороге того, чтобы
вновь обрести изначальную пластическую сущность нашего образа. Впрочем, именно
в этом и заключалось кино с того самого момента, когда впервые с объектива был
снят колпачок. Все тогда для него было одинаково важно, все заслуживало быть
запечатленным. Это было самое чистое и многообещающее время в истории кино.
Реальная действительность, погребенная под мифами, медленно высвобождаясь,
показывалась на свет. Кино начинало свое создание мира: вот дерево, вот старик,
вот дом, вот человек, который ест, человек, который спит, человек, который
плачет. Их словно развесили перед нами, как синоптические таблицы, поскольку
кино — и только одно оно — обладало техническими средствами, чтобы все
зафиксировать с научной точностью.
Но всему этому предпочли фабулу, чтобы избежать вопросов,
возникавших в результате углубленного знакомства с действительностью. Ведь
тогда человек приобрел бы слишком большое достоинство и возникли бы
удивительные тождества: показанный крупным планом глаз бедняка можно было
принять за глаз богача и наоборот, настолько они оказывались одинаковыми.
Мы стремимся найти даже в самом простом, очевидном
основные черты натуры человека, мотивы его поведения, такие, которые, повторяю,
делали бы интересным и значительным рассказ о каждом мгновении его жизни. Наши
связи с другими людьми укрепились бы и расширились. Мы это знаем, а из этого
следует, что тяжелая вина — проходить мимо, не замечать всего того, что исходит
от человека или касается человека. Поэтому наше кино хотело бы превратить в
зрелище (это было бы высшим проявлением доверия) девяносто последовательных
минут жизни какого-нибудь человека. Каждый из этих кадров будет в одинаковой
мере интенсивен, будет открывать новое, перестанет служить лишь мостиком к
следующему кадру, в нем будет биться, как в микрокосме, собственная жизнь.
Тогда наше внимание станет постоянным, я сказал бы, вечным, как и должно быть
внимание одного человека к другому. Предыдущая Следующая
|