Предыдущая Следующая
Итальянское кино засыпали самыми лестными похвалами.
Ему нелегко будет защищаться от этих похвал, которые невольно ограничивают его
горизонт определением «неореализм». Наше кино обладает кое-чем более
долговечным, чем определенный стиль сам по себе, и сильно отличающимся от того,
что принесло ему славу тридцать лет назад, — это его жажда правды. Ложь еще
немало времени будет обитать среди людей, и поэтому мне кажется, что задача
кино, и в частности итальянского кино, еще далеко не полностью выполнена. Этот
своего рода домашний Страшный суд, без труб, без вмешательства небес, с глазу
на глаз, начавшийся в нашем кино сразу же после войны, не может быть прерван. Это
было бы концом для кино, концом для демократии,
если бы суд прервался, если бы также и итальянское кино вновь засосала
старая жизнь — жизнь, которую многие называют нормальной, но которая означает
обман.
Однако мы знаем, что, обладая одной лишь совестью,
можно достичь заслуживающих всяческого уважения результатов и вместе с тем
можно прийти к провалам фильмов. Проблема эта известная, и итальянцы пытались
разрешить ее, стремясь как можно более сблизить два понятия — жизнь и зрелище,
— с тем чтобы первое поглотило второе. Вот к чему направлены усилия. И если
кто-нибудь скажет, что это всегда было стремлением искусства, можно ответить:
стремление видеть вещи такими, какие они есть, ощущается итальянцами с такой
силой и решительностью, что может даже достичь жестокости, и это имеет значение
вне искусства и еще более, чем искусство. Именно документ, со своим реальным
временем, выходит на первый план и указывает нам, где подлинная эпика;
переведенное на язык социальных ценностей, все это означает, что растет интерес
к другим людям и он проявляется уже не как синтез повествовательной литературы
прошлого, а как анализ, который приводит к признанию существования людей как
они есть, со всеми их горестями в их реальной продолжительности. Я хочу
сказать, что призыв жертв нашего эгоизма (и даже природы) все более неотложно
требует солидарности именно потому, что он все чаще звучит в минимальные
отрезки времени. Человек — вот он перед нами, и мы можем созерцать его при
помощи рапида (то есть средства, присущего кино), чтобы определить конкретное
содержание каждой его минуты; а это, следовательно, дает нам возможность столь
же конкретно судить о каждой минуте собственного отсутствия. Предыдущая Следующая
|