Предыдущая Следующая
Если бы об этом сказали шесть-семь лет назад, мы
открыли бы рот от удивления. Но хорошие фильмы и вообще произведения искусства
как дети: они не родятся неожиданно, в капусте. Поэтому давайте попытаемся
проследить, как и почему мы пришли к нашему сегодняшнему кино.
В предвоенные годы в Италии существовали все условия
для того, чтобы кино процветало. Прежде всего, имелись студии — они даже
вызывали не совсем оправданную зависть. Различное техническое и вспомогательное
оснащение в целом было достаточно эффективно. В самых различных кругах живо
проявлялись и нарастали внимание и любовь к кино. Кинокритика до того, как ей
пришлось начать прислуживать, успела окрепнуть, сохранить некоторые критерии
сравнения. В Экспериментальном киноцентре, который часто, но не всегда
оправданно упрекают в академизме, юноши и девушки имели возможность приобретать
опыт, ставя учебные короткометражные фильмы, работая на мовиоле. Журналы «Бьянко э
неро», а также и вот этот «Чинема» публиковали острые статьи. Кто хотел
приблизиться к миру экрана, знал куда обратиться — для работы имелись абсолютно
все условия и средства. Но кино как такового не было. Ибо все живое было
выхолощено принудительным конформизмом, атмосферой страха и послушания —
результатами установок провинциальных вожаков фашистской партии. И если
вспомнить, за что тогда, не говоря уже о другом, хвалили или ругали сюжеты и
сценарии, поистине достойно удивления, как могли в те годы появляться отдельные
незаурядные фильмы.
Но многие молодые кинематографисты — и среди них
десятки тех, кто был наименее терпим к фашистскому режиму, — страдая от этого
конформизма, пока что с головой ушли в учение и кое-чему научились. Некоторые
уже вынашивали «свой» фильм; их скрытая решимость, недовольство, упрямая
настойчивость, возможно, были провозвестниками призвания. Кое-кто из режиссеров
уже предпринял первые опыты и был ими неудовлетворен, сознавал, что он должен
был бы сделать нечто совсем другое. Однако теперь режиссеры опасались, что
после краха фашистского режима кино в Италии прекратит свое существование, —
впрочем, в таком случае они могли бы уехать туда, где имелась бы возможность
продолжать работу. Предыдущая Следующая
|