Предыдущая Следующая
Когда сразу же после освобождения Рима узнали, что
студии в Куадраро* были превращены в концентрационный лагерь, поистине могло
показаться, что белые телефоны, быть может, были роковой неизбежностью. Может
быть, эта несчастная Италия действительно не имела права иметь свое кино. На
память приходили некоторые резкие и едкие зарубежные оценки, давно отказывавшие
итальянскому кино в каких-либо подлинно художественных возможностях. И
казалось, что эти мудрецы нас даже утешают: с такой уймой гениев, что у вас
были на протяжении многих веков, с такими талантами, что еще будут в течение
кто знает скольких веков, — примиритесь хотя бы с тем, что у вас нет
кинорежиссеров.
Потом вновь появились американские фильмы; наконец,
прибыли и русские ленты; и, если некоторые из нас испытывали нечто вроде
злорадного удовлетворения по поводу краха итальянского кино — «закрыто», и все
тут! — многие ощущали лишь чувство горечи. Но когда немного улеглось первое
наивное ожидание, мы увидели, что новые фильмы из Голливуда и из Москвы не
представляли собой особой ценности, и стали прислушиваться к одной фамилии и
одному названию фильма, которые робко, почти незаметно начали появляться на
афишах — Росселлини, «Рим — открытый город», — чтобы потом вскоре прогреметь по
всему Апеннинскому полуострову, а затем внезапно покорить Нью-Йорк.
«Благонамеренные» считали это случайностью,
непредвиденной и счастливой. (Кино некоторым кажется чем-то вроде лотереи, где
должен быть победитель, получающий главный приз. ) Но в течение всего лишь трех
лет — с 1945 года по настоящий момент — наши новые фильмы следовали один за
другим, а некоторые произведения перешагнули границы нашей страны и получили,
особенно за рубежом, признание как новое направление. Мы знаем, что у нас есть
отдельные замечательные фильмы, но нам оттуда говорят: смотрите, вы создали или
открыли «неореализм»; во Франции с почтением говорят об «итальянской школе».
Авторы и режиссеры из разных стран, но особенно из Голливуда, считают своим
долгом совершить паломничество в Рим; несколько из них хотят — также и из-за
выгодного обменного курса валюты — «крутить» фильмы у нас, на родине неореализма;
и такая хитрейшая простушка, как Калвер Сити1, разумеется, поспешила
заграбастать несколько итальянских актеров, надеясь поймать в свои сети также и
кого-нибудь из наших режиссеров. Предыдущая Следующая
|