Предыдущая Следующая
Но случилось по-другому: после падения режима
Муссолини они смогли продолжать работать, хотя им пришлось многим поступиться и
пройти сквозь многие испытания. Но разве стоило жаловаться на все эти трудности,
когда режиссеры смогли наконец вздохнуть полной грудью? Наконец-то им надо было
заботиться о своих фильмах, думать только о том, как их поставить. Им не нужно
было более выносить скрытое или явное постоянное вмешательство всевозможных
цензоров, все как один готовых в припадке рвения начать возмущаться и угрожать
по любому поводу — какого-нибудь жеста, реплики, места действия. Наконец-то
режиссеры могли делать что хотели. Жизнь вокруг, после ужасных лет войны, была
горестна и жестока, но это был плодороднейший «гумус». И вот драма только что
пережитых печальных дней, драма немецкой оккупации («Рим — открытый город»), и
сразу же после — хоральная фреска потерянного детства в первые
послевоенные годы, драма наших «беспризорных»* («Шуша»): два фильма, которые
еще и сегодня представляют собой историческую веху и отправную точку, два
фильма, которые вскоре были приняты и внимательно изучены во всем мире.
Заслугой нового итальянского кино явилось прежде всего
то, что оно неожиданно возникло среди более или менее доминировавшего в мировом
кино конформизма. В этих же двух итальянских фильмах, несмотря на их горечь,
была несравнимая свежесть и яростная непосредственность. Из них смотрело
пережитое — выстраданные, реальные факты, о которых хотелось рассказать, которые
хотелось осмыслить. Причем без всякой оглядки на всякие министерства и
управления, сценарные отделы или административные советы, на моды, формулы или
тенденции. Были два художника, которые хотели сказать нам свое слово. Не всегда
достаточно точное, четкое, но очень важное: именно потому, что это были
художники.
Традиционному мирку кино суждено время от времени
получать сюрпризы. Чтобы этот мирок — богатый и бесплодный, сложный и
суетливый, лишенный предрассудков и боязливый — раскрыл рот от удивления,
достаточно услышать голос подлинного художника. Кажется невероятным, что без
доминирующей роли опытных профессионалов, технических специалистов, без
миллиардов кому-то удастся достичь шумного и заслуженного успеха; такой успех,
возможно, мог бы вызвать чуть ли не скандал, если бы не было более уместным
сделать при этом хорошую мину. Мир кино сразу старается понять, в чем же
состоит этот секрет, и тешит себя надеждой, что постиг его, копируя на свой
манер новые модели; а когда наконец видит, что понял очень мало, легко
смиряется с этим и забывает о происшедшем до следующей встряски. Предыдущая Следующая
|