Предыдущая Следующая
* * *
Если наша любовь к реальной жизни, к естественности
еще должна применяться к требованиям кино, если ей приходится смиряться,
страдать, ждать, — это значит, что капиталистическая структура кино все еще
оказывает огромное влияние на его истинное призвание. Это доказывает и
наблюдающаяся в настоящее время все возрастающая тенденция вновь использовать
все основные темы, родившиеся в первые послевоенные годы.
Основных последствий этого духовного расслабления два:
а) вновь начинают одерживать верх фильмы,
изготовленные по старым образцам; их создатели возвращаются к так называемым
«оригинальным сюжетам», а следовательно, к характерному для этих сюжетов
бегству от действительности;
б) развитию неореализма чинятся препятствия со стороны
буржуазии, против него ведется борьба, выдвигаются всяческие обвинения.
Рассмотрим главные из них:
1) «Неореализм
показывает только нищету».
Неореализм может и должен разрабатывать тему нищеты,
так же как и тему богатства. Мы начали с нищеты по той простой причине, что это
одна из наиболее животрепещущих проблем нашего времени, и я вызываю кого угодно
доказать обратное. Думать (или делать вид), что после полудюжины фильмов о
нищете эта тема исчерпана и настало время стремиться туда, где легче дышится, —
очень большая ошибка. Это значит не понимать (или прикидываться непонимающим),
что такое неореализм; это значит стараться отвести ему самую скромную роль,
пытаться уподобить его тому, кто должен вспахать огромное поле, но, проведя
всего одну борозду, присаживается отдохнуть.
Тема бедности (богатые и бедные) — это тема, раскрытию
которой можно посвятить всю жизнь. Мы в этом направлении сделали лишь первые
шаги. Нужно иметь мужество настойчиво развивать эту тему дальше, во всех ее
деталях.
Одна из ключевых проблем современного мира все та же —
«богатые и бедные». И если богатые воротят нос от «Чуда в Милане», то пусть
немного потерпят... «Чудо в Милане» — это всего лишь сказка. На эту тему можно
было бы сказать значительно больше. Я себя тоже должен отнести к богатым. То,
что делает нас богатыми, — это не только богатство как капитал (деньги всего
лишь наиболее явная, внешняя сторона богатства), но также и все прочие формы
принуждения и несправедливости: так называемый богатый человек ведет себя
определенным образом в «моральном» (или аморальном) смысле. Предыдущая Следующая
|