Предыдущая Следующая
Разумеется, кинематографическим зрелищем пора
научиться считать показ не чего-то чрезвычайного, а самого обычного. Другими
словами, поражать зрителя должно осознание, открытие им важности того, что он
видит каждый день и чего он никогда до этого не замечал.
Превратить эти факты в зрелище нелегко: нужна
интенсивность человеческой фантазии как у тех, кто создает фильм, так и у тех,
кто его смотрит. Речь идет о том, чтобы каждую минуту придавать жизни человека
ее историческое значение.
* * *
В жизни, в современной действительности нет больше
пустот. И между вещами, и между событиями, и между людьми существует такая
тесная взаимосвязь, что, если «стукнуть» по экрану здесь, в Риме, отзовется во
всем мире. А если это так, то тогда стоит взять любой момент дня человека и
постараться показать, как «стук», то есть конкретное раскрытие этого момента
(его отзвуков, его причин, его поучающего значения), отзовется в каждой
клеточке мирового организма.
Если прежде утверждали, что фильм должен быть насыщен
событиями, то теперь речь идет о том, чтобы взять всего одно, любое, и
всесторонне раскрыть его значение.
Уже сама камера, когда кинооператор подносит ее к
глазу, оказывает воспитательное и оздоровительное действие.
И это справедливо как в отношении проблемы нищеты, так
и в отношении дела мира. Стремление к миру незачем искать в каком-либо
исключительном событии, оно вокруг нас — в повседневной жизни. Необходимость
сохранения мира не к чему раскрывать через большие события, для этого достаточно
и незначительных, ибо мир — это на самом деле и есть совокупность
незначительных событий, в основе которых
лежит одинаковое духовное стремление.
Но речь идет не только о создании фильмов, которые
знакомили бы с социальными проблемами, с условиями коллективной жизни людей.
Так же как люди недостаточно хорошо знакомы с социальной структурой общества,
они не знают самих себя. Вот почему я — в парадоксальной форме — говорю о таком
«хроникальном фильме», в котором были бы заняты мы сами. Я полагаю, что возможность
видеть на экране самих себя, занятых своими повседневными делами (учитывая,
что, когда мы смотрим в кино на самих себя, нам кажется, что это не мы, а
кто-то другой, как, впрочем, происходит и с голосом по радио), может
способствовать тому, что эта «пустота», этот пробел будут восполнены и будет
изжита эта нелепая невежественность. Предыдущая Следующая
|