Предыдущая Следующая
Способность увидеть человека целиком и
благожелательность в суждении о нем кажутся мне сугубо латинской, итальянской
позицией. Это итог определенной цивилизации, это наша древнейшая привычка
рассматривать человека со всех точек зрения. Для меня чрезвычайно важно, что я
родился в цивилизации, устроенной таким образом. Я полагаю, что мы спаслись
среди военных бедствий и других не менее ужасных несчастий именно благодаря
такому нашему представлению о жизни, которое является чисто католическим.
Христианство не изображает все хорошим и безупречным, оно признает
заблуждения и грех, но
допускает и возможность
спасения.
А вот его противники допускают только то, что человек
безупречен, последователен и совершенен. И вот это-то и кажется мне чудовищным
и бессмысленным. В поиске, в благожелательном суждении о грехе я вижу
единственную возможность приблизиться к истине.
—
Каковы ваши планы
на будущее?
—
Их много, но
больше всего меня занимает «Сократ: суд и смерть»9. Сократ — это современный
человек. Ксантиппа воплощает дьявола. Рассказ должен разворачиваться
в трех
частях: введение, суд и смерть. Вводная часть будет в Афинах. Я воображаю
чрезвычайно протяженный, как это известно из истории, город — весь выстроенный
вдоль одной улицы, где пейзаж представляет собой распахнутую панораму.
Примитивная жизнь среди коз. Дома как
некие этрусские гробницы — я
видел их в
Черве
тери, — где по дому блуждает ласка, к потолку подвешен насест и козы живут там
же, где и люди, повсюду оставляя следы своего животного существования. Название
города,
написанное на подошвах обуви жителей, отпечатывается на земле, которую они
попирают. Костюмы как в «Фран циске»: простые, вечные в конечном счете костюмы,
которые и костюмами-то не являются.
Действие, как и в «Франциске», должно быть связано с
действительностью. Сократ должен прийти к тому же итогу, что и Франциск, но
последнего к нему приводят желания и мечты, а Сократа — логика. Франциск — это
инстинкт. Сократ — рассудок. Предыдущая Следующая
|