Предыдущая Следующая
В «Чуде» и «Человеческом голосе» это Маньяни,
вторгшаяся в мой мир. В «Стромболи» это чужестранка, вошедшая в жизнь такого
простого человека, как рыбак Антонио. А чувства героини («Стромболи»),
ожесточенной жизнью, но вернувшейся к мечтам, разве не могут быть
автобиографичными? Это желание так раскрыть душу, чтобы вместить всех, не
отрываясь от действительности, но обретая внутреннее освобождение в том
обращении к богу, которое становится заключительным порывом в фильме. Она
задается этой целью словно впервые в жизни, бессознательно, если угодно. Только
перед лицом природы и себя самой, в присутствии бога она осознала ее.
В «Машине, убивающей негодяев» это мои паломничества
по Амальфитанскому побережью: места, где тебе было хорошо, которые любишь, где
живут бедолаги, убежденные, что видели черта, где однажды мне сказали: «Да, я
встречал его, оборотня. Вчера вечером, велосипедом на него наехал». Это
безумцы, опьяневшие от солнца. Но они умеют жить, пользуясь той силой, которой
владеют немногие из нас — силой фантазии.
В этом фильме, который является фильмом поиска и
одновременно кризиса, как, впрочем, и «Любовь», у меня была еще одна цель —
приблизиться к комедии дель арте.
«Франциска» и «Европу, 1951»8 можно отнести к той же
автобиографической линии, поскольку они указывают на чувства, которые я нахожу
как у себя, так и у ближнего. В каждом из нас живет менестрель и его
противоположность, поскольку в человеке есть два стремления — к конкретности и
к фантазии. Второе сегодня пытаются жестоко подавить. И правда, мир все больше
делится на две группы: на тех, кто хочет убить фантазию, и тех, кто хочет ее
спасти; на тех, кто хочет жить, и тех, кто хочет умереть. Вот проблема, которую
я поднимаю в «Европе 1951». Я утверждаю: когда забывают о втором стремлении, о
стремлении к фантазии, в нас пытаются убить всякое чувство человечности,
создать человека-робота, который должен мыслить только одним определенным
образом и стремиться к конкретному. Такая бесчеловечная попытка открыто и резко
осуждается в «Европе, 1951». Я пытался откровенно высказать свое мнение, в
своих интересах и в интересах своих детей. Такова была цель, которой я хотел
добиться в этом своем последнем фильме. Предыдущая Следующая
|