Предыдущая Следующая
В нашей цивилизации, латинской и христианской, мы не
принимаем готовых истин... Мы полны иронии и скептицизма; мы в нескончаемых
поисках истины. Мы видим не наличное, но прежде всего будущее. Так видел
Франциск. Так видел Сократ.
Интервью вел Марио Вердоне10 Перевод Н. Новиковой
Чезаре Дзаваттини
Некоторые
мысли о кино
Несомненно, что первая и наиболее поверхностная
реакция на повседневную действительность — скука.
До тех пор пока нам не удается преодолеть и победить
свою умственную и душевную лень, действительность кажется нам лишенной всякого
интереса.
Поэтому нечего удивляться, что в кино естественной и
неминуемой необходимостью всегда считали наличие какой-нибудь «выдуманной
истории», которую следует вставить в действительность, чтобы сделать ее
захватывающей, «зрелищной».
Однако совершенно ясно, что это было своего рода
бегством от действительности, как бы признанием того, что без помощи фантазии
ничего нельзя создать.
Поэтому наиболее важным и новым в неореализме, мне
кажется, было то, что он показал: необходимость выдумывать какую-нибудь
«историю» была не чем иным, как бессознательной попыткой прикрыть наше
человеческое поражение, а наше воображение, как мы им пользовались, служило
лишь тому, чтобы мертвые схемы поставить выше, чем подлинные события жизни
нашего общества. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается важнейшая
характерная черта неореализма и самое ценное из того нового, что он принес.
Мы поняли, что окружающая нас действительность
невероятно богата и нужно лишь уметь ее видеть, а также что задача художника не
в том, чтобы заставлять человека возмущаться или умиляться выдуманными героями,
а в том, чтобы заставить его размышлять (и, если хотите, также возмущаться и
умиляться) о своих собственных поступках и о том, как поступают другие по
отношению к нему самому, — в общем, задуматься над реальными фактами, такими,
каковы они есть. Предыдущая Следующая
|