Предыдущая Следующая
Тему каждого своего фильма я подолгу изучаю и
обдумываю. Делается набросок сценария, поскольку было бы нелепо придумывать все
в последний момент. Но эпизоды, диалоги, вся постановочная часть
приспосабливаются к требованиям каждого дня. Тут уже вдохновение играет свою
роль в заранее определенных рамках замысла фильма. В конечном счете
вырисовывается общая картина того, чем должна
быть сцена, которую нужно
снимать.
Приготовления заканчиваются. Все обеспечено и
предусмотрено: тут-то, дайте уж мне сказать, и начинается то, что я считаю
самой нудной частью постановки фильма, его проклятой частью.
— Как вы
оцениваете вклад ваших
сотрудников в постановку?
— Сотрудники представляют собой средство для
достижения цели. Режиссер держит их в своем распоряжении, как библиотеку. Что
нужно, а что нет, надлежит решать ему. И это решение также является частью его
самовыражения. Когда он знает своих сотрудников в совершенстве, знает, чего
может от них добиться, получается, что он как бы выражает себя через них.
Мне повезло, что с самых первых документальных лент
рядом со мной был композитор, с которым я исключительно хорошо ладил — это был
мой брат4. С ним я обсуждал свои первые шаги в кино, с его помощью пытался
более функциональным образом объединить изображение и музыку.
Что касается актеров, у меня были бесценные помощники:
Марчелло Пальеро5 и Анна Маньяни, Альдо Фабрици и Ингрид Бергман6, а кроме них
— настоящие моряки и настоящие партизаны, настоящие монахи и настоящие рыбаки.
За ними, за солистами и «хором», я должен признать большую роль в успехе моих
фильмов. И раз я уже вспомнил Фабрици, то обязан уточнить, что спорный
гротескный персонаж, представленный им в «Франциске», был таким задуман мною и
потому всю ответственность я беру на себя.
—
Значит, вы
признаете, что любите фильмы с короткими эпизодами, как, например, «Пайза», или
«Франциск», или два эпизода «Любви»
(«Человеческий голос» и «Чудо»), или «Зависть»7 (по «Кошечке» Колетт,
одна из новелл фильма «Семь смертных грехов») и, если уж на то пошло, эпизоды
«Белого корабля» (в кубрике, бой, на плавучем
госпитале), «Германия — год
нулевой» (бег среди
раз валин), «Стромболи» (лов
тунца, бегство), — все это вполне
законченные эпизоды? Предыдущая Следующая
|