Предыдущая Следующая
—
Согласны ли вы,
что в ваших фильмах часто бывает разрыв между одним особенно удачным эпизодом,
таким, например, как сцена с мальчиком, бегущим по городу, в «Германия — год
нулевой», и другими, непонятно почему незавершенными или по крайней мере
очерченными более бегло?
—
Это правда. Действительно, каждый фильм, который я снимаю, интересует меня
какой-то одной сценой, например финалом,
который я, бывает, мысленно себе представляю. В каждом
фильме я различаю
проход ной эпизод, как, например,
первая часть фильма
«Гер мания — год нулевой», —
и событие.
Вся моя забота в том только и заключается, чтобы
подойти к этому событию. В остальных же, проходных эпизодах я чувствую себя
неуверенным, рассеянным, отчужденным.
Может быть, тут все дело в моем несовершенстве, не
спорю, но должен сознаться, что эпизод, не имеющий важного значения, вызывает у
меня раздражение, утомляет, делает прямо-таки бессильным, если угодно. Уверенно
себя я чувствую только в решающем эпизоде. «Германия — год нулевой», если уж
начистоту, родилась именно ради эпизода с мальчиком, блуждающим в одиночестве
среди развалин. Вся предшествующая часть не интересовала меня ни в малейшей
степени. И «Чудо» родилось ради эпизода с жестяными мисками. А для последней
части «Пайза» я приберегал эпизод с трупами, медленно плывущими по течению По с
табличкой, на которой написано «Партизан». Река месяцами носила эти трупы. За
один только день вполне можно было встретить несколько.
— Ваше вдохновение созревает во время работы над
сценарием или в период съемок? Верите ли вы в так называемый «железный»,
обязательный и неизменный сценарий?
— О «железном сценарии» имеет смысл говорить, когда
имеешь дело с фильмом развлекательным. Когда же речь заходит о реалистическом
фильме, вроде того, расцвет которого мы наблюдаем в Италии, который поднимает
проблемы и ищет истину, здесь руководствоваться теми же критериями нельзя. Тут
главную роль играет вдохновение. И «железный» уже не сценарий, а сам фильм.
Писатель набрасывает какой-то абзац, страницу, а затем зачеркивает. Художник
кладет кармин, а затем проходится сверху зеленым мазком. Почему же мне нельзя
зачеркнуть, переделать, заменить? Потому-то и сценарий не может для меня быть
«железным». Если бы я полагал его таким, то считал бы себя писателем, а не
режиссером. А я ставлю фильмы. Предыдущая Следующая
|