Предыдущая Следующая
«Белый корабль» — образец хорального фильма: от первой
сцены, где моряки пишут письма крестным матерям, и до сцены боя, где раненые
слушают мессу или поют, сами себе аккомпанируя. Еще в этом фильме есть мотив
безжалостной жестокости машины к человеку, негероический аспект существования
человека на военном корабле, где он почти что заслонен измерительными
приборами, гониометрами, штурвальными колесами и ручками управления. На первый
взгляд не героический и не лирический — и
все-таки невероятно героический аспект.
Потом, это документальная манера наблюдать
и анализировать; этому я научился в своих первых короткометражках —
«Подводная фантазия», «Ручей Рипасоттиле»; «Прелюдия к послеполуденному отдыху
фавна», — а продолжил и в «Пайза», и в «Германия — год нулевой», и в
«Стромболи».
Затем это постоянное обращение к фантазии даже в документальном в самом строгом смысле слова фильме,
поскольку в человеке какая-то одна часть стремится к конкретному, а другая
тяготеет к воображаемому. Первое стремление не должно подавлять второе. Вот
отсюда и идет все фантастическое в «Чуде», в «Машине, убивающей негодяев», если
хотите, в «Пайза», так же как и в «Франциске», в начальной сцене, где солдаты
под дождем толкают монашка, а возле хижины стоит св. Клара. Да и финал — все в
снегу — также должен был иметь некий фантастический колорит.
Наконец, религиозность:
и я имею в виду не столько обращение к божественной воле героини
«Стромболи» в финале, сколько как раз те темы, которые я раскрывал уже десять
лет назад.
—
Вы считаете, что
всегда придерживались принципа хоральности, который, выходит, является особенностью ваших произведений?
—
Начинал я,
несомненно, делая ставку прежде всего на
хоральность. Сама война побуждала
меня к этому: война сама по себе — явление массовое.
Если потом от хоральности я перешел к открытию персонажа, к углубленному
исследованию протагониста, например мальчика в
«Германия — год нулевой» или
героини «Стромболи», то это
естественное развитие моей режиссерской деятель ности. Предыдущая Следующая
|