Предыдущая Следующая
—
Именно потому,
что я не хотел искажать реального положения вещей. Политическая панорама
Ачитреццы в период съемок была такова:
пять куалюнкуистов3, остальные — равнодушные. Не было
ни партий, ни тем
более
профсоюзов. Этот вопрос мне задавали многие политические деятели, мне задавал
его сам Тольятти. И я отвечал, что не собирался говорить вообще: я собирался
говорить
только об Ачитрецце.
—
Считаете ли вы,
что принадлежите к неореалистическому направлению в итальянском кино? Если да,
то чем ваш неореализм отличается от неореализма Де Сика, например, или Джерми?
—
Думаю, что было
бы лучше говорить просто о реализме. Несомненно, я работаю в этом направлении.
На мой взгляд, большая ошибка Джерми и даже
Де Сика (при всем моем уважении к ним) состоит в том, что они теряют
отправной пункт — фактическую социальную действительность. Да, в жизни есть
бородачи4, есть Ламбрате5, подпольная эмиграция, но таких финалов, как в «Чуде в
Милане» и в «Дороге надежды», в социальной действительности не
существует. Мне кажется, тут
происходит опасное смешение реальности
и романтизма. В финале фильма «Земля дрожит» больше обещаний
и надежд, чем в полете бородачей над городом верхом на метлах. Художник не
может и не должен бежать от реальности. Я против бегства.
—
Еще вопрос: не
могли бы вы сказать несколько слов о положении дел в современном итальянском
кино? Какие проблемы следует считать самыми серьезными?
—
Отвечу в
двух словах: положение бедственное. Самая серьезная проблема — это
проблема сюжетов: материал трактуется на самом низком уровне и зачастую в крайне
вульгарной форме. Мы снова вступили в период упадка.
—
Что такое для вас
сюжет? Согласны ли вы с Рене Клером, что
«хороший сценарий может и должен
быть рассказан в нескольких предложениях»?
—
Сюжет — это ведь
тоже одно слово. Слово, приводящее в движение фантазию и духовные силы
режиссера, который его слышит. Предыдущая Следующая
|