Предыдущая Следующая
Действительно, неореализм, сведенный к пустой форме,
переходит в манерность и бессмысленно доводит до предела подчеркивание
некоторых чисто внешних аспектов, как это правильно отмечает критик; к примеру,
как в названном фильме Кастеллани, где одна сцена, без всякой к тому причины,
происходит... в уборной.
Подлинные и
мнимые причины спада
Проанализировать его причины было бы, конечно,
интересно. Разумеется, влияет изменение духовного климата этих последних лет и
в известной мере воздействие публики, которая все сильнее требует чисто
развлекательных фильмов (укажем на все растущий успех комедийных лент), на
прокатные фирмы и владельцев кинотеатров, которые в свою очередь оказывают
давление на кинопроизводство. Влияет и цензура и система государственного
субсидирования: обострение политической борьбы, ведущее к интригам, различным
злоупотреблениям. Влияет и сама кинокритика, которая не поддерживает, что
является ее долгом, лучших произведений; влияют и все прочие средства, при
помощи которых возможно воздействовать на кинопроизводство, направляя его —
также и при режиме демократических свобод — в определенную сторону.
Некоторые говорили, что неминуемый спад неореализма
объясняется тем, что он лишился такого актуального и жгучего материала, как
война и действительность первых послевоенных лет. Это наблюдение не совсем
точно, как, например, доказал фильм «Земля дрожит», не связанный ни с одной из
этих тем. Впрочем, также и сегодня существует немало острых проблем нашей
социальной жизни: мы должны раскрыть подлинное лицо Италии, показать новое
главное действующее лицо ее истории — ее народ. В таком сложном, истерзанном
мире, как тот, в котором мы сегодня живем, каждый должен занять позицию, и это
касается не только партийной принадлежности, а и познания действительности: за
познанием следует суждение, выводы.
Итак, причины
спада совсем другие, и
мы думаем, что в общем и в целом их
здесь указали. Предыдущая Следующая
|