Предыдущая Следующая
И все же в этом фильме то там, то здесь чувствуется,
что режиссер мог бы подарить нам еще одно мощное произведение, если бы сохранил
верность неореализму не как форме, а как мотиву вдохновения.
То, что фильм снимался на Стромболи, что доподлинно —
по счастливому совпадению — даже извержение вулкана, доподлинен лов тунца и что
жители острова говорят на сицилийском диалекте, ровно ничего не значит, если не
доподлинны чувства, которые руководят персонажами, и то, что нам показывают, не
их сложная реальная жизнь, а лишь внешняя ее видимость, чистый натурализм.
Познавательная
ценность искусства
Как уже говорилось вначале, невероятная сила
неореализма состояла в том, что это направление вернуло киноискусство к общему
источнику всех видов искусства, таящемуся в подлинной гуманности опыта жизни и
верности ее чувствам, к форме сознания образного «мышления», которое также
способно показать полностью, целиком человека. Когда же искусство, вместо того
чтобы вдохновляться жизнью, взятой в ее реальности и правде, ограничивается
воспроизведением абстрактных схем, показом условных чувств, оно превращается
всего лишь в выдумку, вымысел, несмотря на весь внешний веризм и натурализм. К
этому всему следует добавить (как уже отмечалось, но необходимо здесь
повторить), что неореализм, не будучи подсказан партийными программами,
выступает в плане определенной моральной и социальной полемики и, если в фильме
не звучит такая полемика, значит, тут нельзя говорить о неореализме.
Натурализм
Кастеллани
Один проницательный французский критик, Жорж Садуль7,
обо всем этом ясно сказал в связи с демонстрацией в Париже фильма Кастеллани
«Под солнцем Рима», справедливо проводя различие между кинематографическим
реализмом и описательным натурализмом: «Под солнцем Рима», — писал тогда
Садуль, — второстепенный фильм, режиссер которого коммерциализирует принципы
неореализма, совсем не усвоив уроков «Пайза», «Шуша», «Солнце еще всходит» или
«Трагической охоты». «Под солнцем Рима» сводится, в сущности, к чистому
описательству. Все события остаются на уровне приключения и живописности. В
общем, мы не видим нигде проявления той сознательной
позиции, которая столь ярка и действенна, например, в «Похитителях
велосипедов». И далее: «Перед лицом драмы римской молодежи, ввергнутой в
пучину краха фашизма, немецкой оккупации, опьянения свободой, черного рынка
и бандитизма, нельзя придерживаться того живописного и «объективного» тона,
который уместен при описании поведения дикой канарейки или пчел. Необходимо
человеческое тепло, критическая точка зрения, чего мы не находим у Кастеллани». Предыдущая Следующая
|