Предыдущая Следующая
Кино и
свобода
Кино, для того чтобы жить и процветать, в еще большей
степени, чем другие виды искусства, нуждается в свободе; но именно на примере
кино можно убедиться в том, насколько иллюзорна свобода, когда она не зиждется
также и на экономической основе. Писатель, художник, музыкант «самодостаточны»,
то есть они могут создавать свои произведения сами и при помощи самых
незначительных средств; режиссер же кино включен в экономическую жизнь своей
страны, связан с производственной машиной и непосредственно от нее зависит.
Чтобы создать свое произведение, ему в самом деле необходимы огромные средства
и капиталы. Если страна, где он живет, хотя политически и управляется
либеральными и демократическими органами, но не в состоянии предоставить ему
материальной свободы, он даже не сможет воспользоваться этими политическими
условиями.
Кто не понимает глубоких причин, вызвавших к жизни
неореализм, не разделяет их, кто как художник не живет в его атмосфере и все
равно хочет создавать произведения, повторяющие его черты, совершенно очевидно,
не может достигнуть ценных творческих результатов, а создает лишь произведение
преднамеренно стилизованное, то есть повторяет определенный стиль, перепевает
мотивы полемики, не прочувствовав ее глубокую внутреннюю логику. И необходимо
заметить: даже один и тот же художник может, сам того не замечая, перейти от
стиля к стилизации. Недавние фильмы нашего кино дают тому примеры.
Даже в фильме Росселлини «Стромболи, земля божья»,
быть может, еще сильнее, чем во «Франциске, менестреле божьем»6, ощутим этот
переход от стиля к стилизации: в результате того, что тема фильма сместилась с
показа людей, живущих на острове, на историю — неоправданную и случайную —
обращения приезжей иностранки, реализм режиссера вылился в документальные
эпизоды о лове тунца, прекрасно сделанные, но поверхностные и не связанные с
перипетиями истории, которую он хотел рассказать. Предыдущая Следующая
|