Предыдущая Следующая
Короткий
жизненный цикл неореализма
«Рим — открытый город» был создан в 1945 году, «Земля
дрожит» — в 1948 году: две даты, означающие начало и конец периода, когда
поистине казалось, что земля дрожит и в структуре итальянского общества вот-вот
наступят коренные перемены. В этой атмосфере нетерпеливого ожидания и надежд на
лучший мир, но также страхов и опасений итальянский неореализм смело и искренне
сказал свое слово, извлекая его из живой действительности, встававшей перед
художниками во всей своей диалектической глубине и сложности.
Спад
неореализма
После
этой даты начался спад. В стране постепенно восстанавливались старые структуры:
в сфере кино прокат, наиболее коммерческие аспекты кинопромышленности вновь
стали одерживать верх как определяющие моменты в ориентации кинопроизводства,
исходя из внеэстетических требований публики, просившей развлекательных лент,
фильмов бегства от действительности. С другой стороны, вокруг неореализма со
стороны части кинокритики началось нечто вроде перетягивания каната: правые и
левые журналисты спорили из-за лучших произведений, оспаривая их друг у друга,
и, подмигивая, тянули за пиджак режиссеров. Каждый хотел перетянуть их на свою
сторону. Надо добавить, что бывают моменты, когда честный и неприкрашенный
показ действительности становится нежелательным, и что существует тысяча
средств и возможностей, чтобы влиять на кино.
Кино как
выражение социального климата
Спад в
творчестве Росселлини
Кино, как известно, не индивидуальное творчество:
недостаточно одного-двух художников, как в других видах искусства, чтобы
создать определенный климат, течение, школу. Кино — коллективное художественное
выражение. Фильм всегда является плодом определенного общества, организации или
среды, которая его порождает: даже когда политическая направленность не
проявляется в отдельных произведениях непосредственно, она присутствует в их субстрате,
и тот, кто достаточно проницателен, всегда ее обнаружит. Совершенно ясно, что,
так же как можно говорить о фашистском кино, даже оставляя в стороне
пропагандистские фильмы, вроде «Старой гвардии» или «Черной рубашки»5, нетрудно
различить и приметы итальянского кино Освобождения — кино, сбросившего путы
риторики, конформизма и оппортунизма, кино, которому на короткое время удалось
завоевать редкую свободу. Предыдущая Следующая
|