Предыдущая Следующая
Попытки
поисков других путей неореализма
Прежде чем закончить и подвести вкратце итоги (оставив
в стороне из-за нехватки времени разговор о таких нехарактерных фильмах, как
«Первое причастие»8 Блазетти — оценка его в известной степени совпадает со
сказанным по поводу фильма Кастеллани; или «Запретный Христос» Малапарте9,
экзальтированная и антигуманная риторика которого является прямым
противопоставлением неореализму, несмотря на все искусственные жестокости),
нельзя не упомянуть о трех важных фильмах, весьма характерных для нынешнего
спада неореализма, — возможно, они дадут нам ключ к пониманию его причин. Это
«Франциск, менестрель божий», «Дорога надежды», «Чудо в Милане». Представляет
известный интерес и четвертый фильм, «Хроника одной любви» Антониони, в котором
сделана попытка рассмотреть под критическим углом зрения также
и жизнь крупной
миланской буржуазии.
«Франциск,
менестрель божий»
В фильме «Франциск, менестрель божий» Росселлини,
несомненно, не обладающий мистическим темпераментом, как об этом
свидетельствуют все его фильмы, берется за социальную тему уже не
непосредственно и конкретно. С помощью нескольких эпизодов из «Цветочков»50 он
хочет также выразить свою веру в человека и человеческую справедливость. Общая
атмосфера фильма, вещная и человечная, передает в мистической форме легенды
подлинную жизнь, которая волнует именно потому, что очищена от риторики и
литературщины; действительность эта становится остро полемической для всякого,
кто хочет и способен подвергнуть себя суду совести.
Любовь к богу у этого Франциска проявляется и
осуществляется исключительно в любви к его созданиям. Главная сила фильма
именно в том, что в нем сведены к человеческим меркам огромные, ибо они
гуманны, чувства; в том, что «Цветочки» излагаются так, как излагались эпизоды
в «Пайза». Но в этом также и слабость фильма: режиссер не сумел прямо,
непосредственно достигнуть той цели, которую перед собой ставил. Кроме того,
фильм вызвал широкую критику с исторической и религиозной точек зрения. Над фильмом
висит груз компромисса, которого так и не удалось достигнуть; однако его
высокие достоинства несомненны. Предыдущая Следующая
|