Предыдущая Следующая
Следует добавить и то, что общие страдания и опасности
способствовали выработке глубоко укоренившегося сознания необходимости
солидарности, понимания того, что судьба каждого прочно связана с судьбой всего
народа. Через трагедию и несмотря на братоубийственную борьбу, силой самих
событий рождался тот коллективный дух, который свидетельствует о неугасшей
жизнеспособности народа.
Замечательный аппарат Люмьера был тут как тут —
карусель изображений, как его называли, фабрика дешевых снов, но также и самое
мощное средство воспроизведения действительности. Теперь это уже была не мирная
и поверхностная жизнь 1895 года, простое воспроизведение которой заставляло
кричать о чуде в силу самой новизны изобретения, а потрясенный и рухнувший мир:
от его картин у зрителя сжималось горло, показ его не мог не вызывать у всех
одинаковых мыслей, одинаковых эмоций и реакций, я сказал бы даже — приводил
всех к одинаковым выводам.
Хотя такое утверждение и может показаться слишком
смелым, несомненно, что первые неореалистические фильмы производили такое
впечатление, будто заново было открыто кино: зрители очутились лицом к лицу с
жизнью в ее ужасающей правде — в известном смысле так же, как это произошло в
1895 году. Только теперь им показывали жизнь не с приятной поверхностью, а в ее
глубоко гуманном содержании, в диалектике войны и мира, варварства и цивилизации,
реакции и прогресса: механическое воспроизведение стало художественным
истолкованием. Публика, привыкшая за полвека развития выразительных средств
кино читать изображения — следить по лицу актрисы или актера, исполняющих
главные роли, за перипетиями любовной истории, — теперь видела отраженное на
экране собственное лицо, читала по нему свои трагедии и свои беды; следила уже
не за «историей», а за Историей, находила на экране отражение жизни во всей ее
полноте. Отсюда растерянность, бурный успех как в Италии, так и за границей
первых итальянских неореалистических фильмов, который не в силах были объяснить
литераторы и киноэстеты. Ибо, надо сказать, фильмы эти казались в некотором
смысле грубыми и примитивными, как и первые короткие ленты братьев Люмьер, и,
конечно, не обладали ловким хитроумием и утонченностью, которых достигло кино
за полвека своего развития. Предыдущая Следующая
|