Предыдущая Следующая
Итальянский неореализм, как мы сказали, возвращается к
истокам: экран вновь становится зеркалом жизни, схваченной теперь уже не столь
натуралистически в своих внешних проявлениях, а в своей конкретной диалектике;
съемочная камера, изобретенная уже полвека назад, показывает теперь
действительность в ее историческом движении, не изолируя более человека в
абстрактной истории какого-то абстрактного персонажа, а прочно включая человека
в социальную структуру, с его идеалами, его чаяниями, его страданиями,
открывает, отбросив всякое лицемерие и всякую риторику, конкретные ценности
родины, свободы, труда, семьи. Кажется, что кино более чем через полвека
услышало призыв Франческо Де Санктиса1, которым он заканчивал свою «Историю
итальянской литературы»: «Италия должна искать саму себя, рассматривая
действительность ясным взором, освободившись от всяких покровов и оболочек,
следуя духу Галилея и Макиавелли. В этих поисках реальных элементов своего
существования итальянский дух воссоздаст свою культуру, восстановит свой
нравственный мир, освежит свои впечатления, обретет в своей внутренней жизни
новые источники вдохновения — женщину, семью, природу, любовь, свободу, родину,
науку и добродетель — не как идеи, блистающие и витающие в пространстве, но как
конкретные и близкие объекты, ставшие его содержанием... Заглянуть в нас самих,
в наши нравы и обычаи, в наши идеи и предрассудки, в наши добрые и дурные
качества, сделать современный мир нашим миром, изучив, ассимилировав и
преобразив его, «исследовать собственное сердце» в соответствии с завещанием
Джакомо Леопарди»*.
Неореализм
как осознание итальянского общества
Слова великого Учителя, приведенные здесь, могут
показаться слишком громкими, несоразмерными по отношению к кино, но кто
свободен от академических и литературных предрассудков, кто понимает
пророческий смысл и моральную силу этих слов, именно столь далеких от
предрассудков, лицемерия и риторики, тот не будет удивлен и шокирован тем, что
они процитированы в этой связи. Быть может, была необходима именно
первозданная, невинная чистота кино, над которым еще не довлеет груз
«академической» и интеллектуалистской традиции, чтобы выразить эту потребность
в искренности и правде, ощущавшуюся всем нашим народом, после того как в
результате трагедии войны и оккупации рухнули столь многие идеологические и
риторические надстройки, развеялось так много иллюзий. Предыдущая Следующая
|