Предыдущая Следующая
Таким образом, историческая диалектика отражается в
диалектике художественной.
Гуманистическое
и социальное значение неореализма
Предупреждение
Франческо Де Санктиса
Неореализм возник из искренней потребности в правде и
гуманности, порожден самыми широкими чаяниями, в муках рождавшимися во время
войны и иностранной оккупации, после стольких страданий, способствовавших
превращению личной драмы психологического характера в коллективную драму и
давших толчок социальному исследованию причин стольких бед и такой ужасной
катастрофы. Итак, душа неореализма — социальная действительность, условия
человеческого существования нашего народа во время немецкой оккупации («Рим —
открытый город»), высадки союзников («Пайза»), беспорядка первых послевоенных
лет («Шуша» и «Трагическая охота»), и именно эта его душа и привела к
углублению, которое, отталкиваясь от катастрофы войны, восходило, как в «Земля
дрожит», к более глубоким и извечным мотивам, к более старой и врожденной болезни.
Таково — и не может быть никаким иным — направление
неореализма, которое не всегда выражало такое содержание в новых формах: всякое
другое толкование является
тенденциозным и порождает
недоразумения.
Приняв это за отправную точку, мы уясним, что
неореалистические фильмы не могли не иметь полемического и в то же время
политического тона — «политического», разумеется, в более широком значении, чем
«программные установки какой-либо партии». Позиция кинематографистов не была,
так сказать, заранее обусловлена идеологическим схематизмом (а когда таковой
вступил и игру, появилась угроза подорвать силу художественного выражения
фильмов), а вырабатывалась перед лицом исторической и социальной
действительности, которую они раскрывали при помощи съемочного аппарата. В
неореалистических фильмах — и в этом их сила воздействия — говорят сами факты:
не в смысле брутального документализма (впрочем невозможного как абсолютная и
абстрактная объективность, ибо ее никогда нельзя полностью очистить до
субъективного элемента, который представляет собой режиссер), а в их
историко-социальном значении. Предыдущая Следующая
|