Предыдущая Следующая
Неореализм — это не веризм
Самой большой ошибкой было то, что неореализм приняли
за кинематографический «веризм» или спутали с ним: думали, что неореализм якобы
состоит в том, что всё снимают с
натуры, без актеров, с исполнителями, взятыми с улицы, хотя, возможно, и
соответствующими по своему социальному положению и профессии тем персонажам,
которых они воплощают в фильме. В силу этой ошибки истоки неореализма искали в
документализме и поэтому путали духовную позицию художника с техническими
средствами, с материалом. «Рим — открытый город», являющийся первым и наиболее
знаменитым фильмом итальянского неореализма, обязан своим успехом
сотрудничеству двух таких замечательных актеров, как Маньяни и Фабрици, не
считая второстепенных персонажей, роли которых также исполняли профессиональные
актеры.
То, что некоторые режиссеры, как, например, Висконти в
фильме «Земля дрожит», скрупулезно придерживались веризма, — это обстоятельство
технического и, если хотите, стилистического порядка, возникшее из конкретного
содержания фильма: художественная фантазия (или, если вам так больше нравится,
искусство воплощения) целиком сместилась в сторону режиссуры, тщательно
отработанных, изысканных съемок, эффект которых был рассчитан до мельчайших
подробностей.
Росселлини воплощал выдумку, «фантазию» в своем фильме
при помощи почти документальной техники, тогда как Висконти поступил наоборот,
стилизуя документ хитроумной техникой «художественного фильма».
Как каждый может убедиться, две техники и два стиля
абсолютно разные; столь же отличается от них и «барочность» Де Сантиса, такая
рельефная, вещная, мощная в фильмах «Трагическая охота» и «Горький рис».
И все же в этих различиях обнаруживаются общий мир и
общая манера, тождество интересов, аналогичная духовная позиция в отношении
окружающей действительности, которые превращают неореализм не в какую-то школу,
не в стилистическое течение, а в духовное движение, охватывающее саму концепцию
искусства или по крайней мере концепцию кино как средства художественного
выражения, занимая решительно полемическую позицию по отношению к другим
направлениям не столько в смысле формы, сколько и главным образом в смысле
содержания. Предыдущая Следующая
|