Предыдущая Следующая
Неореализм и
предшественники реалисты в киноискусстве
Почему вдруг такая удача? Такой резонанс? Вопрос
возникает сам собой, если подумать о том, что «реализм» был не нов в кино, а
также и фильмы, назовем их так, политического и социального характера.
Достаточно напомнить о некоторых американских лентах Видора, таких, как
«Аллилуйя!», «Хлеб наш насущный», или о советских фильмах Эйзенштейна и Пудовкина
«Броненосец «Потемкин», «Конец Санкт-Петербурга», или о французском реализме —
фильмах Ренуара и Карне «Человек-зверь» и «Набережная туманов»2, стилистически
куда более зрелых, чем наши «Рим — открытый город», «Пайза» и «Шуша»; впрочем,
и в самом итальянском кино, предшествовавшем неореализму, имелось
реалистическое течение, которое шло от «Затерянных во мраке» Мартольо до
«Одержимости» Висконти, в котором, как считали историки кино, можно найти более
или менее значительные прецеденты.
Антиформалистские
истоки неореализма
С появлением итальянского неореализма сразу отпали
поэтики и грамматики, заботы о форме, даже, я сказал бы, заботы технического
порядка, прежде всего крупные планы, ибо теперь снимали при помощи минимальных
и даже не вполне эффективных технических средств и реальная человеческая жизнь,
материя, если вы понимаете, что я хочу сказать, брала верх. Война взволновала и
перевернула душу кинематографистам, как и
всем остальным, кто ее пережил, и они оказались перед лицом мира, опустошенного
бурей. Оплакивая потери и разрушения, они в то же время чувствовали, что
завоевали свободу художественного выражения, ту свободу, которой они столько
лет были лишены и к которой лучшие
из них так горячо стремились, преодолевая цензурные рогатки. И вот их первые
слова, разговор со зрителем посредством фильмов, горячий, сквозь рыдания, быть
может, порой бессвязный, но исполненный страстного волнения, искренности,
жгучей правдивости, весь пронизанный надеждой, верой в лучший мир. Предыдущая Следующая
|