Предыдущая Следующая
Вот первый обязательный вопрос, который мы должны
поставить, чтобы начать конкретное исследование. Я думаю, что ответить на него
можно только одним образом: итальянское неореалистическое кино стоит сегодня на
повестке дня международной культуры потому, что это прежде всего глубоко
национальное кино.
В истории всякой цивилизации (я не претендую здесь на
открытие чего-то нового) послание искусства приобретало всеобщую ценность
тогда, когда оно глубоко затрагивало духовную жизнь и судьбы народа, его
проблемы, чаяния, критические состояния, лишения и надежды, страдания и
завоевания.
Не думаю, чтобы внезапный и столь мощный расцвет
нашего кино следовало приписать случайности. В самом деле, не случайно он
совпал с нашей борьбой за национальное освобождение, борьбой, в которой лучшие
люди разных классов и разных верований вновь обретали чувство свободы и чести.
Это была прежде всего борьба, наиболее конкретный смысл который надо искать в
том, что трудящийся народ, простые люди благодаря своему новому подъему,
самоотверженности, силе своего протеста, жертвам стали творцами истории и
вершителями судеб нашей страны.
Движение за национальное освобождение, этот новый этап
нашего Рисорджименто, было столь бурным и самопроизвольным, что дух его
проникал во все области итальянской жизни, включая и культуру.
Вот та человеческая правда, которая стала правдой
искусства.
Кинематограф усваивал эту правду, вбирая проблемы,
которые предлагала ему новая реальность послевоенной итальянской жизни.
И вот, когда дороги Италии стали заполняться
партизанами, возвращающимися с фронтов, из плена солдатами, беженцами,
безработными, трудящимися, борющимися за свое будущее, когда воочию предстали
трагические и горестные последствия фашистских войн: сироты, вдовы и все, кому
пришлось страдать, — эти персонажи, с их драмами, и начали появляться в более
или менее верном изображении на экранах итальянских кинотеатров. Предыдущая Следующая
|