Предыдущая Следующая
Тогда мы увидели, как актеры, когда-то, казалось,
обреченные оставаться неизменными, снимают дорогие фраки и модные костюмы,
чтобы сменить их на более скромные, но подлинные одежды — порванный мундир
ветерана или комбинезон рабочего; увидели, как, побуждаемые деятельной любовью,
режиссеры ходят по улицам, отыскивая тех рабочих, тех шуша, тех бедняков,
которые сами, всем своим естеством и обличьем рассказали бы свои безнадежные
истории.
И вот исчезли в дыму развалин гостиные и будуары,
длинные анфилады богато украшенных залов былых времен, аллеи в парках — и на
экранах наконец-то возникли во всей своей
реальности скромные жилища, трущобы, укрытия в подвалах среди
руин, оставленных бомбардировками.
Целая человеческая общность, растерзанные и страдающие
люди, властно вызвавшие у взволнованных зрителей во всем мире не жалость, а
чувство гнева и уважения.
Что же все это означало?
Если во имя поиска специфического смысла этого события
отвлечься от чисто эстетических рассуждений, то это означало, что объектив
съемочного аппарата, так же как и объектив истории, зарегистрировал смещение
движущих сил в итальянской жизни; сам этот объектив переместился от одномерного
отображения буржуазного мира (за которым только и признавал, да и то не в
полной мере, права гражданства фашизм в период своего двадцатилетия) к
отображению другого, более обширного мира — мира униженных и оскорбленных.
А потому нельзя не считать революционным это событие в
нашем кинематографе, которое своим опытом обогатило всю
нашу культуру, оставив в
ней особый след.
Даже с чисто художественной точки зрения это событие
показывает нам, что мир униженных, поскольку именно он оказался в центре борьбы
за национальное освобождение и своей кровью определил ее подъем и причины,
самой силой своей реальности не мог не заговорить о своих проблемах. Он и
заставил говорить о себе людей, не разделявших политических верований друг
друга, режиссеров, которые были и остаются людьми разного воспитания, разного
культурного уровня, именно эти по-разному сформировавшиеся и столь разные по
натуре люди обрели удивительную общность устремлений, глубокое единство
действий, исследуя силу этой реальности, и дали жизнь тому направлению, которое
теперь существует под именем неореализма. Предыдущая Следующая
|