Предыдущая Следующая
Но есть другая категория «пророков», которые привыкли
судить о фильмах, обращая внимание прежде всего на форму, а не на весь фильм в
целом. Это те, кто расчленяет фильм на бесчисленное количество мельчайших
частичек и говорит о «нарушении равновесия в построении кадра», о «внутреннем
ритме» и «внешней динамике», а за всем этим забывает рассмотреть главный смысл
фильма, который составляет его гуманистическую и поэтическую ценность и
является той основой, откуда берут свои корни его художественные достоинства.
Этой категории мы не можем отказать в добросовестности
и честной потребности в критическом анализе.
Иногда представителям этой категории слишком поспешно
приклеивали ярлык «мучеников кино» и, отгородившись этим ироническим
наименованием, отказывались вступать с ними в споры, начинать диалог, который
помог бы как-нибудь развеять недоразумения во имя достижения общей конечной
цели — защиты новых универсальных ценностей, завоеванных передовым итальянским
кино.
Хотелось бы, чтобы эта статья и положила начало такому
диалогу, который стал бы основой для взаимного обмена идеями и опытом.
У нас сложилось впечатление, что представители этой
второй категории столкнулись с призраком «кризиса» неореалистического кино,
увязнув в тупике формалистического поиска; они обвиняют неореализм в усталости,
внутреннем износе, монотонности. Они также считают устаревшей и даже набившей
оскомину тематику, до сих пор вдохновлявшую это кино. Поступая таким образом,
они теряют из виду предпосылки, способствовавшие рождению и развитию
неореалистического кинематографа. А ведь только углубленное критическое
осмысление этих предпосылок может, на наш взгляд, положить начало ясному,
последовательному анализу, который позволил бы уловить» суть этой проблемы во
всех ее аспектах и во всей ее сложности.
В самом деле, на каком основании все мы, и «пророки
кризиса» и те, кто возражает им, можем утверждать, что итальянское кино
оказалось самым важным художественным событием послевоенного времени во всем
мире? Предыдущая Следующая
|