Предыдущая Следующая
Забыв обо всем этом, некоторые продажные писаки
поспешили объявить о мнимом коммерческом провале «Чуда в Милане», когда этому
фильму еще только предстоит пройти вторым, третьим и четвертым экраном; обычно
это сказывается на общих итогах проката фильма на национальном рынке в виде
отнюдь не маловажной цифры в восемьдесят, а то и больше процентов, не говоря
уже о сборах, которые может дать его прокат на международном рынке, где имена
таких художников, как Витторио Де Сика
и Дзаваттини, являются верным
залогом успеха.
Когда те же продажные писаки, глашатаи самой
конформистской печати, пускались в критико-эстетические рассуждения по поводу
того же фильма, они говорили об «упадке» и, следовательно, смерти неореализма.
«Чудо в Милане», по их мнению, и являлось печальной и окончательной эпитафией
ему. Как раз на днях назло злопыхательским измышлениям печати Де Сика начинает
работу над своим «Умберто Д. », сохраняя верность тем принципам, которые
сделали его на протяжении долгого и славного режиссерского пути тем, чем он
стал; и, если судить по находящимся в стадии разработки или осуществления
произведениям всех режиссеров, которых обычно относят к неореалистическому
направлению, никто не собирается сворачивать знамена из-за обещанной «пророками
кризиса» катастрофы.
И все же, чтобы расчистить поле от бесчисленных
недоразумений, необходимо раз и навсегда определить облик и психологию тех, кто
начал разговор о мнимом «кризисе» неореализма.
Исторической объективности ради нужно сразу сказать,
что в первом ряду этих «пророков кризиса» те, кто всегда намеренно старались
представить лучшее направление нашего кино как очернение Италии, как такое ее
изображение, которое якобы показывает нашу страну в жалком и недостойном виде.
Нечего говорить, что все они не только отличаются узостью представлений о
культуре и искусстве, но еще и проявляют при этом тупой шовинизм и ностальгию
по фашистскому духу. «Двадцатилетие»1 тем и отличалось, что вынуждало
художников пренебрегать подлинной, босой и голодной Италией, заставляя вместо
того прославлять ее напыщенные фасады. Не думаю, чтобы имело смысл
полемизировать с такими «пророками кризиса» — история культуры и искусства давно
вычеркнула их со своих страниц. Предыдущая Следующая
|