Предыдущая Следующая
Впервые, порой еще на ощупь, претворялись в жизнь
эстетические принципы, выработанные ранее на страницах киножурналов, в кулуарах
Экспериментального киноцентра: фильм снимался в документальной манере, в тех
местах, где действительно происходили показанные события; максимально
доподлинны были и исполнители ролей — в большинстве своем непрофессиональные,
взятые из гущи народной жизни: бывшая билетерша кинотеатра Мария Мики; эстрадный
актер — танцор и мастер художественного свиста Гарри Файст; тогда начинающий, а
впоследствии известный кинорежиссер Марчелло Пальеро. В группу
непрофессиональных исполнителей были вкраплены два популярных в Риме актера —
Анна Маньяни и Альдо Фабрици. Их подлинно народный, чисто римский талант,
темперамент, характеры, владение римским диалектом помогли им гармонично
влиться в ансамбль непрофессионалов, усилить их игру своим мастерством и
опытом. Впрочем, и для комедийного актера Фабрици и для эстрадной артистки и
певицы Маньяни их роли, исполненные высочайшего трагедийного накала, их
народные персонажи были совершенно новыми. Именно в роли простой римской
женщины Пины впервые полностью раскрылось драматическое дарование великой
Маньяни. Искаженное болью и гневом лицо Пины, — которая, посылая проклятия
гитлеровцам, бежит вслед за грузовиком, увозящим ее арестованного мужа,
подпольщика, пока ее не срезает автоматная очередь, — на долгие годы стало
символом нового итальянского кино, символом неореализма.
Следующая картина Росселлини, «Пайза» (так
американские солдаты называли итальянцев — искаженное слово «compaesano» — «земляк»), созданная в 1946 году, также была
антифашистской и антивоенной. Она состояла из эпизодов, показывающих невероятно
медленное продвижение англо-американских «освободителей» с юга на север — вверх
по итальянскому «сапогу». В трагическом финале фильма раскрываются истинные
причины этой медлительности: не столько ожесточенное сопротивление гитлеровцев,
сколько преступное намерение союзнических генералов-политиканов дать время
немецким карателям уничтожить итальянских партизан и подпольщиков. Предыдущая Следующая
|