Предыдущая Следующая
«Рим — открытый город» называют манифестом
неореализма. Может, это и не совсем так, возможно, принципы неореализма в более
«чистом» виде нашли выражение в последующих произведениях, например в «Пайза»,
«Земля дрожит» или «Умберто Д. », но, несомненно, фильм Роберто Росселлини «Рим
— открытый город» был первым неореалистическим фильмом и был снят по горячим
следам гитлеровской оккупации итальянской столицы.
Характерна сама история создания этого фильма.
Росселлини сразу после освобождения Рима задумал документальную ленту о подвиге
священника-патриота дона Морозини, помогавшего
подпольщикам-коммунистам и замученного в застенках гестапо. С этой идеей
он пришел к Федерико Феллини, предложив ему писать сценарий. Другим автором
сценария был коммунист Серджо Амидеи. Знакомясь с историей дона Морозини, они
сблизились с вчерашними подпольщиками, которые тоже стали соавторами сценария,
своего рода «консультантами», хотя имен некоторых из них и нет в титрах фильма.
Это были видные деятели вышедшей из подполья Компартии — Челесте Негарвиль,
Марио Аликата, Антонелло Тромбадори. Постепенно история священника-патриота все
разрасталась и вылилась в большой сюжетный фильм. В нем все доподлинно.
Например, квартира на площади Испании действительно место явки: тут собирались
подпольщики, отсюда они уходили по крышам, тут потом и писался в несколько рук
сценарий фильма. Любопытная деталь: старушка прислуга, осторожно открывающая в
фильме дверь в эту квартиру, «играла» саму себя — вот так она вела себя и в
жизни. (Благодаря фильму ее узнал весь Рим, и много лет спустя на ее похороны
пришли тысячи людей — хоронили подпольщицу из «Рима — открытого города». ) В
силу самого «состава» авторов сценария — католиков-антифашистов Росселлини и
Феллини, коммунистов Амидеи и бывших настоящих подпольщиков — фильм был
проникнут атмосферой того единства антифашистских сил, которое лежало в основе
всей демократической жизни Италии, сбросившей режим Муссолини, и которое
породило неореализм. Предыдущая Следующая
|