Предыдущая Следующая
Тема партизанской борьбы вдохновила и других
режиссеров: Альдо Вергано поставил в высшей степени значительный, но, к
сожалению, недостаточно известный у нас фильм «Солнце еще всходит»
(заслуживающий, на наш взгляд, особого внимания также и потому, что в нем
особенно сильно проявилось идейное и художественное влияние советского кино),
Феррони — «Звездная долина», Джентильомо — «О, мое солнце!», Блазетти — «Один
день в жизни»; позднее, в 1951 году, к этой теме вернулся Карло Лидзани в своем
фильме «Опасно: бандиты!» («бандитами» гитлеровцы называли партизан и ставили
на дорогах такие таблички). С фильмами о Сопротивлении тематически были связаны
и ленты о наказании фашистских преступников («Бегство во Францию» Марио
Солдати), экранизация антифашистского романа писателя Васко Пратолини — фильм
Лидзани «Повесть о бедных влюбленных» (1953). Была создана большая
документальная монтажная лента «Дни славы» — плод совместной работы Висконти,
Де Сантиса и других неореалистов; снято
множество документальных
лент (не все
из них сохранились и известны),
повествующих о борьбе партизан в различных районах Центральной и Северной
Италии.
Но время властно брало свое. На первый план выходили
неотложные проблемы устройства мирной жизни, и кино смело обратилось к новой
проблематике. Картины четко отражали насущные вопросы первых послевоенных лет,
словно составляя своего рода энциклопедию итальянской действительности. Судьбе
вчерашних партизан, солдат, возвратившихся с войны и из плена, посвящены были
фильмы «Трагическая охота» и «Нет мира под оливами» Де Сантиса и фильм «Бандит»
Латтуады; детской беспризорности — фильм «Шуша» Де Сика и «Под солнцем Рима»
Кастеллани; драме одиночества и нищеты пенсионеров — «Умберто Д. » Де Сика;
преступности, принесенной войной и оккупацией, — «Без жалости» Латтуады,
«Заблудшая молодежь» Джерми, «Горький рис» Де Сантиса, «Неаполь — город
миллионеров» Де Филиппо; проблемам Сицилии, где особенно остро сказывались
отсталость и нищета итальянского Юга, — «Во имя закона» (это был первый фильм о
терроре мафии; у нас в прокате — «Под небом Сицилии») и «Дорога надежды»
Джерми; и, наконец, извечной в Италии трагедии безработицы, этой теме тем послевоенного
итальянского кино, — такие шедевры, составившие вместе с «Римом — открытым
городом» и «Пайза» Росселлини классику неореализма, как фильм Висконти «Земля
дрожит» и фильм Де Сика «Похитители велосипедов», а несколькими годами позже —
фильм Де Сантиса «Рим, 11 часов»; проблеме крова над головой и создания молодой
семьи — лента Де Сика, снятая, как и все его названные выше фильмы, по сценарию
Дзаваттини, «Крыша». Предыдущая Следующая
|