Предыдущая Следующая
Фильм был
сделан нами в два месяца. Он вышел на экраны тиражом в 26 копий! Предугадываю,
что кинематографист семидесятых годов, привыкший чуть ли не к тысячным тиражам
картин, улыбнется не без иронии — вот так цифра! Но все познается в сравнении.
Приведу тиражи фильмов Госкино 1924 года:
1. «На крыльях ввысь» — 20 экземпляров
2. «Старец Василий Грязнов» — 19 экземпляров
3. «Необычайные приключения мистера
Веста в
стране большевиков» — 24 экземпляра
4. «Рабфак» — 12 экземпляров
5. «Банда батьки Кныша» — 26 экземпляров
В газете
«Советское кино» от 28 октября 1967 года помещен очень любопытный рассказ
одного из лучших советских кинооператоров, Л. Косматова, о работе киносекции
при Главполитпросвете Наркомпроса, весь штат которой... состоял из него одного,
о поездках с фильмами в деревню. В репертуаре был, в частности, и наш фильм.
Так что количество копий в то время не исключало их интенсивного использования!
В те годы
перед нами встала задача — отражение жизни разных народов, объединенных в
единый Советский Союз. Коммунисты «Пролеткино» выдвинули идею создания цикла
картин о малых народностях, культура и быт которых были изучены очень плохо. В
этой связи газета «Известия» (12 декабря 1924 года) писала: «Почин
киноэкспедиций из Москвы на далекие окраины для съемки научно¬бытовых и
художественных лент на темы этнографии, истории, хозяйства и культуры края,
народного эпоса и быта — этот почин имеет для нас очень большое значение. С
одной стороны, мы хотим иметь для широкого распространения ленты по изучению
жизни всех' народностей, по общественно-научному краеведению,— такие ленты
будут иметь большое просветительное значение. С другой стороны, и для самих
окраин, и союзных народностей эти ленты будут нужны для выявления их запросов и
культурного развития».
Кинодраматурги
В. Туркин и Б. Мартов предложили взять за основу будущего произведения народную
ойротскую легенду, разработка которой позволила бы сделать зрелищно интересный
фильм об одном из малых народов. Они довольно быстро написали сценарий. В нем
рассказывалось, как на алтайские аилы налетели ханы, поработившие их. И с тех
пор долина, где жили свободные народы, стала называться «Долиной слез».
Некоторые из жителей бежали в горы. Бежал с ними и Ношу со своим сыном Ойратом. Предыдущая Следующая
|