Предыдущая Следующая
Б. Михин
поставил фильм «На крыльях ввысь» (по сценарию И. Леонова, Б. Глаголева и Б.
Михина) и еще раз рассеял миф об убыточности фильмов советского производства.
Обнадеживали
и те сдвиги, которые начались в это время по всему кинематографическому фронту.
Крупнейшие мастера русского кинематографа Л. Кулешов и В. Гардин организовали
мастерские в Госкиношколе, объединив талантливую молодежь. Мастерская Гардина
поставила полнометражный художественный фильм «Серп и молот» — о борьбе с
кулаками, прятавшими хлеб. Сценарий был написан преподавателем школы Ф.
Шипулинским и студентом школы скульптором А. Горчилиным. В главных ролях снимались
студенты В. Пудовкин, С. Комаров, А. Горчилин. Снимал картину опытный фронтовой
оператор Э. Тиссэ.
Вслед за
ними к советской тематике стали обращаться и другие кинематографисты в разных
городах страны. Их ряды активно пополнялись «новобранцами», которые уже через
несколько лет завоевали мировой авторитет советского киноискусства. В то время,
например, по партийной путевке в кинематографию пришел Фридрих Эрмлер, молодой
человек в затрепанной рыжей кожанке. О нем было известно, что он прошел гражданскую
войну, работал в органах ВЧК. С искусством же сталкивался впервые. Вряд ли
кто-нибудь тогда думал, что этот юноша, получивший свое первое назначение —
секретарем научно-художественного совета Севзапкино, с годами вырастет в
мастера с мировым именем. Эрмлер начинал с азов: был актером-студийцем, работал
помощником режиссера. Его первые успехи были столь очевидны, что через два года
он уже получил самостоятельную постановку. Ранние фильмы Эрмлера — от «Детей
бури», «Парижского сапожника», построенных на молодежной тематике, до
нашумевшего в свое время «Обломка империи» — явились для него школой
мастерства, годами ученичества. О том времени сам Эрмлер писал: «Люди моего
поколения пришли в кинематограф как «ниспровергатели основ», мы хотели поскорее
и погромче утвердить себя. Мы хотели быть неповторимо оригинальными.
«Новаторство во что бы то ни стало» — так мы мыслили свою работу. Нас
поправляли,— поправляла страна, поправлял зритель, который не всегда хотел
смотреть наши картины. Потребовалось немало времени, чтобы мы почувствовали
себя учениками, почувствовали необходимость учиться и упорно работать, многое,
преодолевая в себе, многому обучаясь вновь». Предыдущая Следующая
|