Предыдущая Следующая
Но вот в
силу глубинных законов кинематографического искусства на первый план
выдвинулась фигура режиссера, и притом не только как организатора
кинематографического процесса, но и как художника в широком смысле этого слова,
творческим взглядом которого пронизывался весь фильм. Иначе, вероятно, и не
могло быть в искусстве столь синтетическом, вобравшем в себя столь многое от
других искусств.
Яков
Александрович Протазанов, умевший, как никто, работать с актерами высшего
класса, равно как и с лучшими операторами и художниками, был не только
уникальным по кинематографической культуре мастером, но и глубоким мыслителем.
Понимая все сложности становления кинематографа как искусства синтетического,
он в наших беседах подчеркивал момент преемственности русского кинематографа по
отношению ко всей русской художественной культуре и прежде всего литературе.
Обо всем
этом вновь и вновь размышлял я под стук колес, возвращаясь в Москву. Мое
кинематографическое будущее уже как-то определилось в моем воображении и
представлялось мне захватывающе интересным.
...Наконец
мы вернулись в родную Москву. Сразу же после отчета о поездке перед своей
партийной ячейкой я окунулся в привычную театральную жизнь столицы. Правда,
теперь она была куда более бурной и интересной, чем полтора года назад. Везде
разгорались страстные, а иногда прямо-таки ожесточенные споры о новых путях
советского театра. Всех волновали смелые искания Всеволода Мейерхольда. Его
поиски революционного репертуара и формы, которая взорвала бы косную,
архаическую традицию, разделили всех на два непримиримых лагеря. С интересом
(хотя и без симпатии) смотрел я на обнаженные сценические конструкции, на
зеркало сцены без занавеса, на уничтожение привычной, традиционной границы
между залом и сценой. Любую свободную минуту уделял дискуссиям, которые
вспыхивали тогда повсюду и в которых «сражались» деятели театра, видные
представители советской художественной культуры, представители рабочего класса,
заинтересованно относившиеся к театральным баталиям. Такие блестящие,
непревзойденные ораторы и полемисты, как Луначарский, Маяковский, Керженцев,
Демьян Бедный, Таиров, выступали, чуть ли не после каждой постановки
Мейерхольда. Все они «заражали» слушателей своим заинтересованным отношением к
будущему театра. Предыдущая Следующая
|