Предыдущая Следующая
Во всем
происходящем разобраться сразу было довольно трудно. Подкупал пафос борьбы
против театральной рутины, против отрыва театра от революционной эпохи, ее
проблем. Именно этот пафос и притягивал, как магнит, талантливейшие актерские
силы (в том числе и из академических театров) к Мейерхольду, школу которого в
той или иной мере прошли И. Ильинский, М. Бабанова, Л. Свердлин, Б. Захава, И.
Пырьев, С. Эйзенштейн, С. Юткевич, Н. Боголюбов. Но все же идеалом для меня в
те годы оставался «традиционный» театр, вершинами которого были Художественный
театр и Малый театр. Верилось, что пафос революции оплодотворит и их
творчество, вызовет к жизни новые шедевры.
Несколько
иное положение сложилось в то время в кинематографе. Производство фильмов почти
заглохло. Бывшие владельцы кинопредприятий в большинстве своем эмигрировали,
захватив с собой производственные материалы и аппаратуру. Кинотеатры, как
правило, были закрыты. Творческие же работники разбрелись кто куда...
В
необыкновенно трудных условиях работали кинохроникеры во главе с Дзигой
Вертовым и Михаилом Кольцовым. Операторы В. Беляев, А. Лемберг, М. Кауфман и
другие рассказывали в своих сюжетах о новой экономической политике партии, о
переломе в народном хозяйстве, достигнутом уже к концу 1922 года, о восстановлении
заводов, фабрик, сельского хозяйства.
Как ни
парадоксально, именно в это время в художественных кругах столицы велись
ожесточенные споры о природе кинематографа, о его будущем. С интересными
рефератами выступали А. Анощенко, В. Туркин и некоторые другие литераторы,
привлекавшие значительное по тем временам количество слушателей. Запомнились их
страстные призывы к созданию отечественных фильмов, которые отражали бы
интересы современного зрителя по тематике и революционному пафосу и вытеснили
бы с экрана иностранную заваль. С ними мы зачастую встречались, обменивались
мнениями о конкретных действиях по реализации такой увлекательной программы.
Наконец созрело общее решение — создать творческий коллектив, который сумел бы,
вопреки установкам некоторых руководителей кинодела, сразу же, уже в 1922 году,
начать производство художественных картин. Предыдущая Следующая
|