Предыдущая Следующая
В кратчайший
срок все театры центра и периферии были национализированы и организованы в
единую советскую систему зрелищ. По предложению Всеволода Эмильевича я возглавил
с 16 октября 1920 года Центральное отделение театров и зрелищ. Вот когда мне
пригодились и театральный опыт, и старые театральные связи! Радовало одно —
именно в области театральной культуры («Театрального Октября», как мы тогда
говорили в ТЕО Наркомпроса) происходило удивительное, рожденное революцией
органическое объединение на коммунистических позициях маститых художников
старого театра и новых, возникавших, как грибы после дождя, молодежных
театральных коллективов. Видимо, здесь-то и сказались вековые традиции русского
драматического театра, проникнутого духом подлинного демократизма!
Сложный
творческий процесс проходил в это время и в моем сознании. Работая в театре,
любя его, я все же был кинематографистом. И был убежден (быть может, в силу
крайнего радикализма молодости!), что только кинематограф способен
удовлетворить запросы революционного времени в полном объеме. Но затишье
продолжалось — и мне оставалось только продумывать будущие замыслы. А заодно
набираться опыта в текущей работе.
Примечательной
чертой того времени были беспрерывные, страстные дискуссии о судьбах искусства
в революции, которые шли везде — от клуба до дружеского и семейного кружка.
Именно тогда я как бы вновь открыл для себя художника кино Сергея Васильевича
Козловского, дружба с которым обогащала мою жизнь почти полвека. В ту пору я
привлек его к деятельности Теревсата. Вечерами, после работы мы с ним часами
спорили у старой, перекосившейся от перегрева «буржуйки».
Работая в
нашем стационаре, Козловский делал декорации и для балета «Труд и капитал» и
драмы «Город в кольце» в постановке режиссера Д. Гутмана. Он принес с собой
выработанную им в кинематографе своеобразную, но всегда реалистическую манеру
художественной организации пространства. Не все в его работе принималось «теревсатовцами»,
ибо уже тогда, на первых шагах, стала выявляться в творчестве некоторых наших
товарищей формалистическая линия. Ошеломлял многих талант Мейерхольда,
заменившего традиционную декорацию обнаженной конструкцией. Козловский, всегда
спокойный и удивительно деликатный, оценивал мейерхольдовскую линию в искусстве
художника-декоратора очень отрицательно, прямо-таки свирепел. Не случайно,
конечно, в 1922 году, сразу же после развертывания кинопроизводства, он перешел
на студию «Межрабпом-Русь», где интенсивно и плодотворно работал как
художник-постановщик, а затем стал главным художником на киностудии
«Союздетфильм» (впоследствии Студия имени М. Горького). Трудно даже перечислить
все те фильмы, где он выступал как художник, среди которых и классические для
нашего кинематографа картины «Поликушка», «Праздник святого Йоргена»,
«Дезертир», «Потомок Чингисхана». Предыдущая Следующая
|