Предыдущая Следующая
Этапными для
советского детского кино оказались два фильма А. Е. Разумного, поставленные в
конце тридцатых годов.
Нельзя
сказать, что к этому времени советское детское кино не добилось успехов: оно,
не только создало немало хороших игровых и мультипликационных фильмов для
малышей — на экранах уже демонстрировался прекрасный историко-революционный
детский фильм В. Легошина «Белеет парус одинокий» по повести В. Катаева.
Однако
фильмы для детей среднего и старшего возраста на материале советской
действительности удавались, как правило, плохо. Одни из них основывались на
эксплуатации апробированных сюжетных схем популярных фильмов для взрослых
(«Федька» — подражание «Чапаеву», где герою-подростку придавались черты
легендарного полководца; «Поезд идет в Москву», где дети представали героями
очередного сюжета о борьбе против диверсантов). Другие же, рисовавшие
повседневную жизнь советских школьников, были уныло дидактичны («Молодые
капитаны», «Семиклассники» и др.).
В одних —
дети, герои фильмов, решали не соответствующие их возрасту задачи, в других —
круг детских запросов и переживаний интересовал авторов фильмов лишь постольку,
поскольку они соотносились с положенными в основу их замысла прописями детской
морали. Но и в том и в другом случае характеры детей получались плоскими,
схематичными, а душевный мир юных героев упрощался и обеднялся.
Нельзя
сказать, что премированный на Всесоюзном конкурсе сценарий учителя В. Поташова
«Личное дело» был свободен от этих недостатков. Хотя автор прекрасно знал жизнь
советской школы, он в силу своей литературной неопытности не смог полностью
отказаться от привычных схем, господствовавших в детском кинематографе. Заслуга
Разумного состояла в первую очередь в том, что он понял необходимость
преодоления этих схем, наполнения сюжета сценария конкретными жизненными
наблюдениями. К доработке сценария он сумел привлечь Аркадия Гайдара, который,
не ломая авторский замысел Поташова, обогатил характеристики действующих лиц,
насытил их неповторимыми подробностями и обеспечил режиссеру возможность не
просто рассказать поучительную историю, но и познакомить зрителей со
своеобразными и полнокровными личностями юных, героев. Предыдущая Следующая
|