Предыдущая Следующая
Это
определило значение фильма «Личное дело» в развитии детского кино. Фильм не
иллюстрировал те или иные авторские сентенции, но самим ходом действия давал
верное направление собственным мыслям юных зрителей. В нем впервые возникали на
экране характеры советских школьников.
В работе над
«Личным делом» родилась творческая дружба между писателем Гайдаром и режиссером
Разумным. И именно для Разумного Гайдар написал самое знаменитое свое
произведение — «Тимур и его команда».
Сценарий
«Тимур и его команда» (опубликованный впоследствии как повесть) и фильм,
поставленный по этому сценарию, обрели всенародную известность. Патриотическое
движение тимуровцев в годы Отечественной войны охватило миллионы детей.
Это
случилось не потому, что писатель и режиссер «придумали» тимуровское движение.
Никакое массовое движение придумать нельзя, можно только его предугадать и
помочь его развитию.
Гайдар, а
вслед за ним и Разумный предугадали тимуровское движение. Предугадали, потому
что видели в настоящем ростки будущего. Так же как классику советской детской
литературы, режиссеру было в высокой степени свойственно чувство нового.
В
послевоенные годы Разумный поставил два художественных игровых фильма:
«Миклухо-Маклай» (1947), посвященный научному и гражданскому подвигу
выдающегося русского ученого-гуманиста, и «Игнотас вернулся домой» (1956) —
одну из первых картин литовской киностудии, в которой дебютировали в кино
крупные мастера литовской сцены. А затем он продолжил свою творческую
деятельность уже в научно-популярном кино,
пропагандируя его средствами
реалистические традиции русского и советского искусства («Художник Верещагин»,
«Художник Перов», «Художник Юон», «Малый театр и его мастера» и др.). В то же
время он продолжал работать и как художник-график, завершая создававшуюся им на
протяжении десятилетий портретную галерею деятелей русского и советского кино.
В своем
творчестве Разумный избегал формальных новаций, хотя и отдавал должное поискам
и достижениям своих коллег в области формы. Во всех своих работах кинорежиссера
и художника он постоянно стремился к предельной простоте и ясности формы,
добиваясь того, чтобы его замыслы были понятны самым широким кругам зрителей.
Но при этом чувство нового ему никогда не изменяло. Его фильмы открывали
зрителям новые пласты жизни, а товарищам по профессии Предыдущая Следующая
|