Предыдущая Следующая
Это
стремление являлось важнейшей чертой творческой индивидуальности
режиссера-коммуниста А. Е. Разумного. Разумному было свойственно одно из самых
драгоценных для художника качеств — чувство нового. Среди его фильмов были и
более и менее значительные. Но всегда он ставил перед собой задачу открыть
зрителям новые стороны действительности, еще не нашедшие отражения на экране.
Фильм
Разумного «Комбриг Иванов» (1923) был поставлен на сюжет популярного в свое
время стихотворения («Коммунэры») о красном командире, полюбившем поповну и
сумевшем ее перевоспитать и высвободить из-под власти религиозного дурмана.
Сюжет небольшого юмористического стихотворения оказался явно недостаточной
основой для полнометражного художественного фильма и не позволил хорошим
актерам — П. Леонтьеву, М. Блюменталь-Тамариной,
О. Третьяковой — вылепить характеры своих
героев. И все же фильм привлекал к себе внимание современников и способен
привлечь к себе наше внимание и сейчас. Он интересен не наивным своим сюжетом,
а теми точными жизненными наблюдениями, той документацией повседневного быта
Советской страны в годы восстановительного периода, которые сумел в нем
передать режиссер.
Среда,
атмосфера действия имеет в кинематографе порой гораздо большее значение, чем в
других искусствах. Здесь она не просто фон, на котором развертываются те или
иные события, но и важная составляющая драматического конфликта. При этом
конкретный образ среды создается не только сценаристами и актерами, но главным
образом непосредственно режиссером и оператором.
Разумный
бывший одновременно и режиссером, и оператором, и художником фильма, сумел,
рисуя второй план действия, рассказать о жизни много больше того, что
рассказали сценаристы, объединившиеся под коллективным псевдонимом ВОЛЕРО *.
В фильме
«Комбриг Иванов» собственно режиссерскими средствами Разумный правдиво отразил
и учебу Красной Армии, перешедшей на мирное положение, и жизнь большого села,
где борются за влияние на народ церковь и сельский клуб, и многое, многое
другое, характерное для противоречивого быта восстановительного периода. Фильм
открывал новую, важную бытовую область тематики советского кино, предваряя
последующие поиски А. Попова (фильм «Два друга, модель и подруга», 1927), Е.
Червякова («Девушка с далекой реки», 1927); Ф. Эрмлера («Дом в сугробах»,
1928), С. Юткевича («Кружева», 1928) и ряда других режиссеров. Предыдущая Следующая
|