Предыдущая Следующая
В следующем
году А. Е. Разумный поставил полнометражный фильм «Мать» по повести Максима
Горького. Судьба этого фильма сложилась неудачно. То ли из-за недостатка
пленки, то ли из-за саботажа, недостатком пленки маскируемого, позитивные копии
фильма не были напечатаны, на экран он не был выпущен и в течение долгого
времени считался навсегда утраченным. Только в послевоенные годы Госфильмофонду
удалось разыскать большую часть негатива.
Сейчас можно
составить себе достаточно верное представление о фильме. Конечно, первую
экранизацию повести Горького не следует сравнивать с классическим немым фильмом
В. Пудовкина.
К картине А.
Разумного надо подходить исторически, как к произведению раннего кинематографа,
еще не разработавшего собственный язык и пользующегося по преимуществу
выразительными средствами театра. Но, учитывая это, надо признать; что А.
Разумный, работая с замечательными мастерами кино — художником В. Егоровым,
оператором А; Левицким и прекрасным актером, сыгравшим роль Павла, И. Берсеневым,—
создал кино-иллюстрацию к повести Горького, верную духу первоисточника,
авторской идее и авторской трактовке событий, характеров, обстановки действия.
Если же иметь в виду, что не только кинематограф, но и театр еще не обладал
тогда никаким опытом воплощения рабочей тематики то первую экранизацию «Матери»
надо признать для своего времени явлением новаторским и выдающимся. По своему
идейному ;и художественному значению этот фильм Разумного, вместе с.
поставленным двумя годами позже фильмом В. Гардина «Серп и молот», является
одним из самых крупных художественных достижений раннего советского кино.
Стало
привычным обязательно связывать понятие кинематографического новаторства с
поисками новых выразительных средств кино. Само собой разумеется, что без
подобных поисков язык кино остался бы бедным и невыразительным и не способен
был бы передать замысел таких классических фильмов, как «Броненосец «Потемкин»,
«Конец Санкт-Петербурга», «Арсенал», «Элисо». Но разве художественное
новаторство советского искусства не начинается со стремления воплотить новые,
рожденные революцией темы, конфликты, характеры, пласты жизненного материала? Предыдущая Следующая
|