Предыдущая Следующая
...Недавно
мне вторично удалось увидеть свой фильм «Мать». Трудно рассказать обо всем, что
пережил я в те минуты. Но и сейчас, просматривая ленту через пятьдесят лет
после ее создания, не мог не порадоваться, что именно М. Горький объединил
таких мастеров, как Берсенев, Егоров, Левицкий. Каждый из них — необычайно
яркая звезда в созвездии нашей художественной культуры. Декорации же Владимира
Евгеньевича мне показались вполне современными по своей стилистике.
Остается
добавить, что высшей оценкой для меня, художника-коммуниста, явилось то, что в
новом издании «Истории Коммунистической партии Советского Союза» фильм «Мать»
назван в ряду первых произведений советского киноискусства: «В августе 1919
года была осуществлена национализация кинофабрик, прокатных контор и
кинотеатров. Создаются первые советские хроникально-документальные фильмы... В
1917—1921 годах появляются и первые художественные кинокартины: «Серп и молот»
(режиссер В. Гардин), «Мать» (режиссер А. Разумный), «Поликушка» (режиссер А.
Санин) и «Отец Сергий» (режиссер Я. Протазанов) — два последних по одноименным
произведениям Л. Н. Толстого».
К сожалению,
работа в качестве оператора, художника и режиссера в фильмах 1918 —1919 годов
(на студии Ермольева после агитфильмов мною были поставлены два художественных
фильма: «Последняя встреча» по сценарию О. Блажевич и «Четвертая жена» по
сценарию В. Канцеля с участием артистов Художественного театра П. Бакшеева и П.
Павлова) отвлекала меня от любимого дела — творчества актера. Лишь один раз, да
и то в несколько анекдотической ситуации, мне пришлось загримироваться и выйти
на съемочную площадку. Режиссер Ч. Сабинский снимал фильм «Рабочий Шевырев»,
для которого я по его просьбе сделал декорации. Однажды у него на съемке
выдался очень хлопотливый день — было вызвано много статистов. Помощник
режиссера сбился с ног, раздавая реквизит, волновались гримеры и парикмахеры,
через руки которых «проходили» десятки людей. Но вот, наконец, свет поставлен,
сцена отрепетирована. «Попросите артиста Сарматова!»— крикнул Ч. Сабинский.
Помощник подбежал к режиссеру и что-то шепнул на ухо. Тот обомлел. После паузы
был объявлен десятиминутный перерыв. Предыдущая Следующая
|